X
10:46 01.08.2023

Мощный позитив этнокультуры

Калимат Эльдарова, заслуженный работник культуры РД
Выпуск - 2023 № 227
21

Этническое многообразие Дагестана создает идеальные условия для художественного образования детей. Важную роль в совершенствовании системы образования и повышения квалификации работников культуры вот уже более 40 лет играет Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Дагестан. Одна из главных задач центра – мониторинг состояния учебных заведений начального и среднего звена, с которыми он тесно взаимодействует, оказывая методическую помощь и реализуя творческие проекты.

На сегодняшний день Республиканский учебно-методический центр курирует работу 86 школ дополнительного образования в сфере культуры. Этим самым обеспечиваются условия для формирования будущего культурного наследия республики. В основном это детские школы искусств, а также музыкальные и художественные школы. Есть в Дагестане и одна школа циркового искусства. В целом сеть выглядит достаточно стабильной.

Однако стала проявляться тенденция к снижению этого показателя, что является проблемой не республиканского, а государственного масштаба. Причин тому много. Это отсутствие централизованного управления системой художественного образования ввиду разграничения полномочий между уровнями власти – федеральной, региональной и местного самоуправления. Другая причина – закрепление за школами искусств статуса учреждений дополнительного образования и в результате идентификация их с досуговыми учреждениями. Происходит старение педагогических кадров, сокращается приток молодых специалистов в низкобюджетные учреждения, ослабевают творческие и методические связи между детскими школами искусств, ссузами и вузами. И причина тут одна – ведомственная разобщенность таких учреждений.

В то же самое время в нашей республике уделяется пристальное внимание работе детских школ искусств. Органам местного самоуправления муниципальных образований Правительство РД рекомендовало принять меры для расширения сети школ искусств и укрепления их материально-технической базы. Остается надеяться, что главы муниципальных образований учтут данные рекомендации и будут всемерно поддерживать школы искусств на местах.

Важное место в работе учебно-методического центра отводится мероприятиям, направленным на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Среди таких проектов ставшая традиционной «Творческая весна», включающая ежегодно республиканские конкурсы для учащихся исполнительских отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. Это конкурсы «Юные гитаристы», «Волшебная флейта», конкурс пианистов им. Г. Гасанова, хореографический конкурс, посвященный Международному дню танца, конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Весенняя фантазия». Проект «Искорки творчества», представляющий цикл выставок, позволяет художественным школам и школам искусств поочередно демонстрировать работы учащихся в различных видах изобразительного искусства.

Доброй традицией в Дагестане является проведение фестивалей «Золотые звездочки Кавказа» и «Маленькие горцы», организаторами которых стали Республиканский Дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр и управление культуры Администрации г. Махачкалы. При участии учебно-методического центра для преподавателей школ искусств организуются мастер-классы известных российских исполнителей.

Наряду с творческими мероприятиями центр проводит большую работу по повышению квалификации работников сферы культуры и искусства. В текущем году прошли курсы для руководителей детских школ искусств, для преподавателей фортепианных, хореографических, декоративно-прикладных отделений школ, работников библиотечной системы. Запланировано приглашение специалистов по музейному делу из-за пределов республики: у работников музеев Дагестана давно назрела необходимость в общении и обмене опытом с коллегами.

Дагестан характеризуется исключительным этническим многообразием. Поэтому перед системой художественного образования дагестанских детей стоят весьма глубинные этические задачи интеграции народов России на основе приобщения к общим художественным ценностям, установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и региональными этнокультурами. Таким образом, художественная культура способна легитимировать морально-духовные основания поликультурного общества, отрицая всё, что находится вне цивилизационной перспективы, нетрализовать факторы религиозной и национальной нетерпимости.

Статьи из «Культура»

Быт и природа родного края

3
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

12
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

9
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

101
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

111
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

51
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

30
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...