X
10:46 01.08.2023

Мощный позитив этнокультуры

Калимат Эльдарова, заслуженный работник культуры РД
Выпуск - 2023 № 227
21

Этническое многообразие Дагестана создает идеальные условия для художественного образования детей. Важную роль в совершенствовании системы образования и повышения квалификации работников культуры вот уже более 40 лет играет Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Дагестан. Одна из главных задач центра – мониторинг состояния учебных заведений начального и среднего звена, с которыми он тесно взаимодействует, оказывая методическую помощь и реализуя творческие проекты.

На сегодняшний день Республиканский учебно-методический центр курирует работу 86 школ дополнительного образования в сфере культуры. Этим самым обеспечиваются условия для формирования будущего культурного наследия республики. В основном это детские школы искусств, а также музыкальные и художественные школы. Есть в Дагестане и одна школа циркового искусства. В целом сеть выглядит достаточно стабильной.

Однако стала проявляться тенденция к снижению этого показателя, что является проблемой не республиканского, а государственного масштаба. Причин тому много. Это отсутствие централизованного управления системой художественного образования ввиду разграничения полномочий между уровнями власти – федеральной, региональной и местного самоуправления. Другая причина – закрепление за школами искусств статуса учреждений дополнительного образования и в результате идентификация их с досуговыми учреждениями. Происходит старение педагогических кадров, сокращается приток молодых специалистов в низкобюджетные учреждения, ослабевают творческие и методические связи между детскими школами искусств, ссузами и вузами. И причина тут одна – ведомственная разобщенность таких учреждений.

В то же самое время в нашей республике уделяется пристальное внимание работе детских школ искусств. Органам местного самоуправления муниципальных образований Правительство РД рекомендовало принять меры для расширения сети школ искусств и укрепления их материально-технической базы. Остается надеяться, что главы муниципальных образований учтут данные рекомендации и будут всемерно поддерживать школы искусств на местах.

Важное место в работе учебно-методического центра отводится мероприятиям, направленным на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Среди таких проектов ставшая традиционной «Творческая весна», включающая ежегодно республиканские конкурсы для учащихся исполнительских отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. Это конкурсы «Юные гитаристы», «Волшебная флейта», конкурс пианистов им. Г. Гасанова, хореографический конкурс, посвященный Международному дню танца, конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Весенняя фантазия». Проект «Искорки творчества», представляющий цикл выставок, позволяет художественным школам и школам искусств поочередно демонстрировать работы учащихся в различных видах изобразительного искусства.

Доброй традицией в Дагестане является проведение фестивалей «Золотые звездочки Кавказа» и «Маленькие горцы», организаторами которых стали Республиканский Дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр и управление культуры Администрации г. Махачкалы. При участии учебно-методического центра для преподавателей школ искусств организуются мастер-классы известных российских исполнителей.

Наряду с творческими мероприятиями центр проводит большую работу по повышению квалификации работников сферы культуры и искусства. В текущем году прошли курсы для руководителей детских школ искусств, для преподавателей фортепианных, хореографических, декоративно-прикладных отделений школ, работников библиотечной системы. Запланировано приглашение специалистов по музейному делу из-за пределов республики: у работников музеев Дагестана давно назрела необходимость в общении и обмене опытом с коллегами.

Дагестан характеризуется исключительным этническим многообразием. Поэтому перед системой художественного образования дагестанских детей стоят весьма глубинные этические задачи интеграции народов России на основе приобщения к общим художественным ценностям, установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и региональными этнокультурами. Таким образом, художественная культура способна легитимировать морально-духовные основания поликультурного общества, отрицая всё, что находится вне цивилизационной перспективы, нетрализовать факторы религиозной и национальной нетерпимости.

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

156
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

17
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

134
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

79
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...