X
10:46 01.08.2023

Мощный позитив этнокультуры

Калимат Эльдарова, заслуженный работник культуры РД
Выпуск - 2023 № 227
21

Этническое многообразие Дагестана создает идеальные условия для художественного образования детей. Важную роль в совершенствовании системы образования и повышения квалификации работников культуры вот уже более 40 лет играет Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Дагестан. Одна из главных задач центра – мониторинг состояния учебных заведений начального и среднего звена, с которыми он тесно взаимодействует, оказывая методическую помощь и реализуя творческие проекты.

На сегодняшний день Республиканский учебно-методический центр курирует работу 86 школ дополнительного образования в сфере культуры. Этим самым обеспечиваются условия для формирования будущего культурного наследия республики. В основном это детские школы искусств, а также музыкальные и художественные школы. Есть в Дагестане и одна школа циркового искусства. В целом сеть выглядит достаточно стабильной.

Однако стала проявляться тенденция к снижению этого показателя, что является проблемой не республиканского, а государственного масштаба. Причин тому много. Это отсутствие централизованного управления системой художественного образования ввиду разграничения полномочий между уровнями власти – федеральной, региональной и местного самоуправления. Другая причина – закрепление за школами искусств статуса учреждений дополнительного образования и в результате идентификация их с досуговыми учреждениями. Происходит старение педагогических кадров, сокращается приток молодых специалистов в низкобюджетные учреждения, ослабевают творческие и методические связи между детскими школами искусств, ссузами и вузами. И причина тут одна – ведомственная разобщенность таких учреждений.

В то же самое время в нашей республике уделяется пристальное внимание работе детских школ искусств. Органам местного самоуправления муниципальных образований Правительство РД рекомендовало принять меры для расширения сети школ искусств и укрепления их материально-технической базы. Остается надеяться, что главы муниципальных образований учтут данные рекомендации и будут всемерно поддерживать школы искусств на местах.

Важное место в работе учебно-методического центра отводится мероприятиям, направленным на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Среди таких проектов ставшая традиционной «Творческая весна», включающая ежегодно республиканские конкурсы для учащихся исполнительских отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. Это конкурсы «Юные гитаристы», «Волшебная флейта», конкурс пианистов им. Г. Гасанова, хореографический конкурс, посвященный Международному дню танца, конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Весенняя фантазия». Проект «Искорки творчества», представляющий цикл выставок, позволяет художественным школам и школам искусств поочередно демонстрировать работы учащихся в различных видах изобразительного искусства.

Доброй традицией в Дагестане является проведение фестивалей «Золотые звездочки Кавказа» и «Маленькие горцы», организаторами которых стали Республиканский Дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр и управление культуры Администрации г. Махачкалы. При участии учебно-методического центра для преподавателей школ искусств организуются мастер-классы известных российских исполнителей.

Наряду с творческими мероприятиями центр проводит большую работу по повышению квалификации работников сферы культуры и искусства. В текущем году прошли курсы для руководителей детских школ искусств, для преподавателей фортепианных, хореографических, декоративно-прикладных отделений школ, работников библиотечной системы. Запланировано приглашение специалистов по музейному делу из-за пределов республики: у работников музеев Дагестана давно назрела необходимость в общении и обмене опытом с коллегами.

Дагестан характеризуется исключительным этническим многообразием. Поэтому перед системой художественного образования дагестанских детей стоят весьма глубинные этические задачи интеграции народов России на основе приобщения к общим художественным ценностям, установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и региональными этнокультурами. Таким образом, художественная культура способна легитимировать морально-духовные основания поликультурного общества, отрицая всё, что находится вне цивилизационной перспективы, нетрализовать факторы религиозной и национальной нетерпимости.

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

139
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

8
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

15
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

151
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...