X
08:52 18.10.2024

Мудрость, нужная детям

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 155
68

Ежедневно сталкиваясь в обществе с различными формами и методами небывалого игнорирования межличностных и половозрастных отношений, еще и еще раз хочет поделиться некоторыми мыслями о воспитании у подрастающего поколения сознания, чувств и поведения, уважительного и почтительного отношения к окружающим. Этот вопрос был актуален во все времена и у всех, без исключения, народов. Он чрезвычайно актуален и сегодня, когда большинство молодых людей непростительно часто позволяют себе вседозволенность, грубость, равнодушие, а порою и черствость к людям.

Подавляющее большинство родителей, учителей, воспитателей создают нравственную ценность понятия «уважение», последовательно прививают его своим детям и воспитанникам, приучают их уважать близких, прислушиваться к советам старших. Но откуда тогда брак в нашем воспитании, откуда дети, подростки, юноши, не считающиеся с мнением окружающих?

Дело, по-моему, заключается в том, что в большинстве случаев воспитание сводят к наставлениям типа «уважайте», «прислушивайтесь», «будьте внимательны». Скупясь на слова, а может быть, в силу методической неподготовленности или же не сознавая сути уважения, часть воспитателей не объясняют детям главного: кого, как и за что следует уважать, в чем общественная значимость. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания. Результат таких упущений – расшатывание общепринятых норм, проявляющееся в такой форме антинравственного поведения, как курение в общественных местах, неумение выбрать тон разговора, высокомерие, игнорирование разумных требований окружающих. Не зная о веками сложившихся формах поведения, нормах культуры речи, часть детей и молодежи реагирует на справедливые замечания взрослых болезненно и даже агрессивно.

По мнению народа, уважение – это форма оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности человека. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», гласят народные пословицы.

В этой связи приведу поучительную горскую легенду. Трое из одного аула пришли к барановоду, чтобы наняться в чабаны. Тот предложил им насыпать в обувь песок и идти пасти овец. К обеду ноги чабанов были в крови. Двое, проклиная хозяина за глупое указание, высыпали песок, вымыли ноги, намотали портянки и продолжили работу. А третий решил проявить послушание. К концу дня первые двое рассказали хозяину, как было, а третий лишь показал окровавленные ноги. Хозяин принял на работу тех, кто вернулся с пастбища здоровым. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и овец. Найди себе другую работу».

Человеческие качества определяются в народе и отношением к родным и близким. Народ подмечает: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего кроются в самосознании. Только человек, осознавший себя, свое место в обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить уважение ко всем окружающим, понять необходимость уважать как старших, так и тех, кто моложе.

Необходимость уважения старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно, история Дагестана не знает семьи, общины, аула, города, где не было бы старшего. В народных сказках мудрый аксакал появляется там, где молодому не разобрать, какую из трех дорог выбрать, в каком из трех царств находится «живая» вода и т. д. Старший во все времена оказывался путеводной звездой для подрастающего поколения. Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители, дедушка с бабушкой, старшие по возрасту. Словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», – сообщает искушенный опытом народ.

Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум гласит: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».

Народная педагогика рекомендует прививать чувства уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».

Мудрые люди уважали прежде всего детей, заботились о них еще до рождения. Вспоминаются мне слова моей матери об удивительно мудром подходе дяди Нажмутдина, погибшго на
войне: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя Нажмутдин выделял почему-то беременной мне две порции. «Одна тебе, – говорил он, – другая тому, кто в утробе. Он тоже человек. Ты должна есть лучше, чтобы досталось и ему». К такому же уважению будущего дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана.

И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется идти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к младшим, общение с детьми как с равными развивает в них незабываемое чувство уважения и привязанности к старшим.

Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как к продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб – это добро и его надо беречь.

В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на приподнятое, чистое, не доступное человеческой ноге место. Хлеб – это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Заворачивали в чистую скатерть и, заботясь о его свежести, держали хлеб на специальном деревянном подносе. Все эти картины сами по себе положительно влияют на формирование характера молодых людей, развивают чувство уважения к труду хлеборобов, своих родителей, обеспечивающих семью хлебом.

Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам в семье, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.

Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Его встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость, не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие.

Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся – это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими – учит народная педагогика.

Народная педагогика приурочивает советы, рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка впервые вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын, став мужчиной, выходит на годекан и т. д. Формы горского уважения многообразны. На всех остановиться нет возможности. Но следует подчеркнуть, что детям нужна мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение – обязательный и чрезвычайно важный элемент воспитания.

Статьи из «Культура»

Надень башлык, а то кирдык

20
Из истории Северного Кавказа мы знаем, что горцы с давних времен носили башлыки, уже потом, в...

Зрелое и подлинное мастерство

21
"Избранное" в 4-х томах народного поэта Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РД, лауреата Государственной премии республики по литературе, члена...

Каноны и современность

22
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

77
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

30
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

Когда поёт Кумратова…

18
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

165
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

28
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

20
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

50
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...