X
08:52 18.10.2024

Мудрость, нужная детям

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 155
64

Ежедневно сталкиваясь в обществе с различными формами и методами небывалого игнорирования межличностных и половозрастных отношений, еще и еще раз хочет поделиться некоторыми мыслями о воспитании у подрастающего поколения сознания, чувств и поведения, уважительного и почтительного отношения к окружающим. Этот вопрос был актуален во все времена и у всех, без исключения, народов. Он чрезвычайно актуален и сегодня, когда большинство молодых людей непростительно часто позволяют себе вседозволенность, грубость, равнодушие, а порою и черствость к людям.

Подавляющее большинство родителей, учителей, воспитателей создают нравственную ценность понятия «уважение», последовательно прививают его своим детям и воспитанникам, приучают их уважать близких, прислушиваться к советам старших. Но откуда тогда брак в нашем воспитании, откуда дети, подростки, юноши, не считающиеся с мнением окружающих?

Дело, по-моему, заключается в том, что в большинстве случаев воспитание сводят к наставлениям типа «уважайте», «прислушивайтесь», «будьте внимательны». Скупясь на слова, а может быть, в силу методической неподготовленности или же не сознавая сути уважения, часть воспитателей не объясняют детям главного: кого, как и за что следует уважать, в чем общественная значимость. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания. Результат таких упущений – расшатывание общепринятых норм, проявляющееся в такой форме антинравственного поведения, как курение в общественных местах, неумение выбрать тон разговора, высокомерие, игнорирование разумных требований окружающих. Не зная о веками сложившихся формах поведения, нормах культуры речи, часть детей и молодежи реагирует на справедливые замечания взрослых болезненно и даже агрессивно.

По мнению народа, уважение – это форма оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности человека. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», гласят народные пословицы.

В этой связи приведу поучительную горскую легенду. Трое из одного аула пришли к барановоду, чтобы наняться в чабаны. Тот предложил им насыпать в обувь песок и идти пасти овец. К обеду ноги чабанов были в крови. Двое, проклиная хозяина за глупое указание, высыпали песок, вымыли ноги, намотали портянки и продолжили работу. А третий решил проявить послушание. К концу дня первые двое рассказали хозяину, как было, а третий лишь показал окровавленные ноги. Хозяин принял на работу тех, кто вернулся с пастбища здоровым. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и овец. Найди себе другую работу».

Человеческие качества определяются в народе и отношением к родным и близким. Народ подмечает: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего кроются в самосознании. Только человек, осознавший себя, свое место в обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить уважение ко всем окружающим, понять необходимость уважать как старших, так и тех, кто моложе.

Необходимость уважения старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно, история Дагестана не знает семьи, общины, аула, города, где не было бы старшего. В народных сказках мудрый аксакал появляется там, где молодому не разобрать, какую из трех дорог выбрать, в каком из трех царств находится «живая» вода и т. д. Старший во все времена оказывался путеводной звездой для подрастающего поколения. Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители, дедушка с бабушкой, старшие по возрасту. Словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», – сообщает искушенный опытом народ.

Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум гласит: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».

Народная педагогика рекомендует прививать чувства уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».

Мудрые люди уважали прежде всего детей, заботились о них еще до рождения. Вспоминаются мне слова моей матери об удивительно мудром подходе дяди Нажмутдина, погибшго на
войне: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя Нажмутдин выделял почему-то беременной мне две порции. «Одна тебе, – говорил он, – другая тому, кто в утробе. Он тоже человек. Ты должна есть лучше, чтобы досталось и ему». К такому же уважению будущего дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана.

И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется идти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к младшим, общение с детьми как с равными развивает в них незабываемое чувство уважения и привязанности к старшим.

Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как к продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб – это добро и его надо беречь.

В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на приподнятое, чистое, не доступное человеческой ноге место. Хлеб – это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Заворачивали в чистую скатерть и, заботясь о его свежести, держали хлеб на специальном деревянном подносе. Все эти картины сами по себе положительно влияют на формирование характера молодых людей, развивают чувство уважения к труду хлеборобов, своих родителей, обеспечивающих семью хлебом.

Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам в семье, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.

Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Его встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость, не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие.

Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся – это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими – учит народная педагогика.

Народная педагогика приурочивает советы, рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка впервые вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын, став мужчиной, выходит на годекан и т. д. Формы горского уважения многообразны. На всех остановиться нет возможности. Но следует подчеркнуть, что детям нужна мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение – обязательный и чрезвычайно важный элемент воспитания.

Статьи из «Культура»

Быт и природа родного края

3
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

13
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

13
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

102
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

112
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

51
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

30
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...