Музыка, льющаяся с небес
Камерный оркестр Даггосфилармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой с участием солистов Азербайджанского государственного театра оперы и балета представил слушателям один из шедевров барочной музыки – духовную кантату «Stabat Mater».
Повышенный интерес махачкалинской публики подогревало ожидание приезда солистов бакинской оперы – уже хорошо известной Фариды Мамедовой и обладателя редчайшего мужского голоса – контртенора, который в Дагестане никогда не звучал, Ильхама Назарова.
Поэма, название которой переводится как «Стояла мать скорбящая», написана в XIV веке монахом-францисканцем Якопоне да Тоди. Более двухсот раз она была положена на музыку известнейшими композиторами. Самое известное сочинение принадлежит Джованни Баттиста Перголези. Композитора много критиковали современники за то, что несколько частей в этой церковной музыке, полной скорби, звучали в мажоре, за то, что она была слишком чувственной. Однако время показало, что композитор был прав. Перголези сумел показать переход глубочайшей печали в возвышенное умиротворение. И сегодня по прошествии нескольких столетий эта музыка остается бесконечно актуальной и вечной, потому что, слушая ее, легко можно представить себе не только Деву Марию, стоящую у креста и оплакивающую сына, но и все беды, которые ныне происходят на земле. Любой, кто с этим музыкальным шедевром соприкасается, испытывает восторг от красоты, не преклоняющей голову перед скорбью и печалью.
Проводниками в мир музыки Перголези стали великолепные вокалисты и музыканты с большой буквы. Фарида Мамедова несколько раз приезжала с концертами в Махачкалу с разнообразными программами, исполняла оперные арии, камерную музыку, романсы. Она обладательница удивительно красивого, гибкого голоса, очень востребована не только у себя на родине, но и в России, и в европейских странах.
Аутентичный барочный вокал сильно отличается от современной манеры исполнения тем, что в нем мало украшательств. Это чистый открытый звук. Именно такое исполнение показали нам Фарида Мамедова и Ильхам Назаров. Их голоса удивительно гармонично сочетаются между собой, и в некоторых частях «Stabat Mater» действительно возникает эффект ангельского пения, музыки, льющейся с небес. Тем, кому посчастливилось попасть на этот концерт, была продемонстрирована высочайшая культура исполнения европейского уровня.
Ильхам Назаров – уникальный певец, который поет как бас–баритон и контртенор, много работает в оперных театрах Италии, Чехии, Австрии, Германии. Редкая способность обнаружилась у певца случайно.
— Я пел баритоном, — рассказывает Ильхам, — поехал учиться в Италию в Академию D’Arte lirica Osimo. Там на одном из прослушиваний я вслух сказал, что мне не нравится, как меццо-сопрано спела арию Далилы. Это услышал директор Академии и сказал мне: «Спой эту арию, а если не споешь, то я тебя исключу». Эту арию я хорошо знал на слух и спел ее. Так выяснилось, что у меня есть контртенор, и эти двери открылись для меня.
– В Азербайджане есть еще певцы-контртеноры?
– Появятся через пять-шесть лет, когда мои ученики будут готовы к сцене. А пока я единственный профессионал.
— Говорят, если певец взял баритоновую ноту, то она его не отпускает.
— Нет, нельзя взять все. Нужно брать одну ноту, но хорошо. Баритон и контртенор очень мешают друг другу. Чтобы сделать переход на баритон, а потом обратно вернуться в контртенор, ты должен поменять в себе абсолютно все. То, что я совмещаю два тембра, очень вредно для меня и тяжело невероятно.
— Какое место в вашем творчестве занимает музыка Перголези?
— Духовная музыка меня подпитывает. Я много пою Баха, Вивальди, Перголези. Однажды в Италии ко мне подошли слушатели и спросили, зачем я пою церковную музыку, если я – мусульманин. Я ответил, что Бог един.
Во втором отделении Ильхам Назаров исполнял оперные арии, а на бис спел «Сары Гелин» и отрывок мугама. Слушателям была продемонстрирована огромная палитра возможностей редкого тембра, и хочется надеяться, что знакомство с этим певцом продолжится в будущем.
Фарида Мамедова с большим теплом говорила о нынешнем приезде в Махачкалу:
— Я всегда еду к вам с самыми радужными чувствами. Ваша публика очень теплая, открытая и щедрая на эмоции и приятные слова. Всю дорогу я подбадривала и вдохновляла своего товарища, который в Махачкале в первый раз. Я с удовольствием слежу за музыкальной жизнью вашей республики. Почти все ваши музыканты окончили известные консерватории в Питере, Ростове, Астрахани, Москве. Это говорит о высокой исполнительской культуре. А хорошие музыканты всегда вызывают появление хорошей публики. Это взаимный процесс, и здесь действуют все законы спроса и предложения.
Мы можем приехать к вам и исполнить любую программу, ну, может быть, только за исключением совсем уж радикальной современной, электронной музыки. В Баку это прижилось, но ведь и там публика не за один день воспитывалась. У нас и концертных площадок намного больше, чем у вас. Я вижу, как вы подтягиваетесь, и наблюдаю множество процессов, неизбежно повышающих слушательский уровень. В этом огромная роль руководства Даггосфилармонии, которое всегда открыто новому и готово поддерживать идеи артистов.
Я благодарна Камерному оркестру филармонии, дирижеру Зарифе Абдуллаевой и Диане Увайсовой, аккомпанировавшей нам во втором отделении, за полное взаимопонимание в совместной работе.