Музыка новой формации
Творческие коллективы республики все еще в самоизоляции, но, как мы знаем, люди искусства не прекращают работать и радовать своих земляков показами спектаклей, концертами, выставками и другими мероприятиями в режиме онлайн (подробная афиша опубликована на официальном сайте «Дагправды» в разделе «Культура»).
Дагестанская государственная филармония, к примеру, предлагает вниманию дагестанцев – ценителей профессиональной музыки – познакомиться с творчеством ряда именитых музыкантов современности, посетив онлайн-концерты знаменитого музыкального форума «Творческие пересечения». Так, сидя дома, можно будет послушать блестящее исполнение произведений классиков мировой и отечественной музыки, а заодно открыть для себя немало новых имен и произведений.
Музыка малоизвестная, порой экспериментальная, волнующая и рождающая лихорадочный поток образов, ассоциаций, реминисценций… Музыка, в которой стремительный поток нашей повседневной жизни, казалось бы, обыденная реальность раскрывает свои глубинные смыслы, заставляя видеть и чувствовать все по-другому, более осмысленно. Всем этим наполнено творчество молодых музыкантов-композиторов известного в стране ансамбля «МолОт» из Санкт-Петербурга (на снимке).
Этот относительно молодой коллектив был создан более 8 лет назад. Вначале это был просто студенческий аспирантский проект, в рамках которого в сотворчестве создавала свои произведения группа молодых авторов. Спустя время образовался постоянный костяк, существующий и поныне, и МолОт-ансамбль уже стал коллективом Молодежного отделения Союза композиторов России. Директор с момента основания – петербургский скрипач и композитор Артур Зобнин. Ансамбль специализируется на исполнении музыки второй половины XX, а также XXI века. Приоритетное направление деятельности ансамбля – исполнение музыки молодых российских композиторов.
За время своего существования ансамбль принял участие в фестивалях «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», «Fin de siecle», «Мир звука. Микротоновые инновации», впервые в Петербурге исполнил более 100 произведений современных российских и зарубежных авторов, принял участие в мастер-классе немецкого ансамбля новой музыки «Recherche» (в рамках фестиваля «Площадь искусств»). Коллектив играл на многих престижных площадках Санкт-Петербурга (Малый зал им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии, Малый зал им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории, Концертный зал Дома композиторов). МолОт-ансамбль гастролировал в Польше, Финляндии и Молдове, представляя вниманию иностранной публики сочинения современных российских композиторов.
В феврале 2017 года коллектив принял участие в записи «Антологии музыки молодых композиторов России», которая вышла на известном российском лейбле «Fancy music». На диске МолОт-ансамбля представлены сочинения композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.
Благодаря масштабному просветительскому проекту Даггосфилармонии с музыкантами этого уже успевшего прославиться не только в нашей стране, но и за пределами России коллектива познакомились и дагестанцы. В рамках форума «Творческие пересечения» участники ансамбля познакомили зрителей концерта с произведениями современных композиторов – Я. Судзиловского, Н. Хрущевой, А. Глазкова, Д. Хорова, И. Абрамова, А. Зобнина и М. Гордона. Лейтмотив всего музыкального вечера – тема движения и оазисы спокойствия, которые это движение разряжают. Так охарактеризовал главную тему концерта Артур Зобнин.
Композитор Алексей Глазков добавляет: «Самая главная задача, чтобы слушатель, познакомившись с программой концерта, обрел мотивацию жить по-другому, не так, как привык, а с желанием что-то изменить. Это очень сложная задача для композитора и для исполнителей».
В своем произведении – пьесе «Удивительный мир бетона» – Глазков как бы вступает в незримый диалог со зрителем. В музыкальном ритме слух улавливает нарастающий темп современной жизни. С каждым днем он ускоряется и ускоряется. Чем дальше взрослеет человек, тем стремителен пространственно-временной поток, в котором он существует. Главное, в этом потоке совсем не потерять себя.
Обыденность вдохновила и Артура Зобнина, представившего на дагестанской сцене сочинение «Потеряется моя душа». Вдохновение пришло совершенно неожиданно – в аэропорту. Многочасовое, монотонное ожидание вылилось в произведение, в котором автор вновь рассказывает слушателю о движении, которое одновременно вокруг и внутри.
Это далеко не все, чем удивляли музыканты дагестанцев. Знакомя зрителей с произведениями, которые не растиражированы и которым, возможно, еще предстоит стать классикой, молотовцы подспудно показали, каким должен быть камерный ансамбль в ХХI веке: держащим зрителя во внимании и в акустическом, и в визуальном, и, конечно же, интеллектуальном.