Музыка, возвращающая к истокам
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое в наше время сама жизнь выдвинула в качестве приоритетного. Материальные ценности стали преобладать над духовными, у многих молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Большую часть молодежи отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Она ориентируется на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных, национальных ценностей. Продолжается разрушение института семьи, постепенно в обществе утрачиваются формы коллективной деятельности. Подлинные духовные ценности часто подменяются ложными.
А потому возникает настоятельная потребность изучить, какую же роль играют народные культура, музыка, музыкальные инструменты в сохранении традиций, обычаев, нравственности, морали в современном обществе.
Дагестанские этносы и их богатейшие традиции представляют собой неисчерпаемый кладезь самобытной культуры. У каждого народа есть свои песни, танцы, музыкальные инструменты. Степень зрелости и жизнестойкости народа зависит во многом от его отношения к своей национальной культуре, народным традициям.
Отмечается, что в тех странах и регионах, где больше чтят свои обычаи, где на высоком уровне отношение к нравственности, морали, там и демографическая ситуация лучше, продолжительность жизни выше, успешнее развивается экономика. Народная музыка формирует и сохраняет истинный облик человека, отвечает национальным интересам общества, государства. А потому возрождение интереса молодого поколения к народному музыкальному творчеству, к исполнительству на народных инструментах как никогда актуально, тем более что информационная среда, которая почти на 99 % заполонена чужеродными мотивами, создаёт антинациональную альтернативу, способную убить нашу самобытность.
Народные музыкальные инструменты – один из немногих оставшихся островков приобщения детей к источнику жизненных сил – родной культуре. Приобщение к слушанию народной музыки и игре на народных инструментах включает детей в систему родной культуры и сложившихся многовековых духовно-нравственных ценностей. Никакое возрождение, развитие общества невозможно без внимательного и бережного отношения к народному музыкальному творчеству, без создания благоприятных условий для приобщения детей и подростков к своей музыке.
Эту функцию достаточно активно выполняют сегодня детские школы искусств, в которых успешно функционируют отделения народных инструментов. Учащиеся таких школ сегодня осваивают искусство исполнения на самых разных народных инструментах: агач-кумуз, пандур, чунгур, тар, кеманча, зурна, национальная гармонь, ногайская домбра, нагара. Ребята с огромным удовольствием обучаются. Причём наряду с сольными выступлениями в последнее время укрепляется традиция коллективного исполнительства посредством создания творческих коллективов – дуэтов, трио, квартетов, ансамблей и даже небольших оркестров.
Мы должны понимать и всегда помнить, что обучение детей народной музыке – это возврат их к истокам родной культуры, что затрагивает в человеке те генетические струны, которые обогащают одновременно его внутренний и внешний мир.
А в чём же проблема? – может спросить читатель. В том, что пока эта позитивная тенденция не довлеет над агрессивной масс-культурой. И переломить ситуацию придётся нам: школе, общественным организациям, учреждениям культуры, родителям.