Одно дело – лестничная площадка, совершенно другое – целый регион страны. В данном случае наш любимый и родной Кавказ. Северный Кавказ, считаю, – чисто административное понятие. Республики, входящие в него, – это есть не Северный, а самый настоящий Кавказ, не в обиду будет сказано нашим добрым соседям и друзьям азербайджанцам, армянам и грузинам. Именно здесь самые высокие вершины, именно здесь родилась огненная лезгинка, именно здесь находится Гора языков и Страна гор – Дагестан, с любовью и уважением глядящий через вершины и ущелья на своих братьев чеченцев, ингушей, кабардинцев, балкар, черкесов, карачаевцев, осетин и других жителей нашего замечательного края.
Но в смутные перестроечные годы начал проявлять себя тот самый «мегаполисный синдром». Люди стали что-то делить, проводить пограничные линии, вспоминая своих предков, но забывая, что предки у нас были общие, язык тоже общий. А предки – это те самые нарты, которые дошли до нас через наш эпос, фольклор. Как я могу забыть сказку про нартов, которую в детстве мне рассказывала бабушка высоко в горах в сакле на летнем альпийском стойбище!
А ведь в советскую эпоху разноплановые контакты между северокавказскими республиками были постоянными. Помню фестиваль в Махачкале. По-моему, это был 1966 год, когда в Махачкалу приехали осетины, чеченцы, ингуши. В то время журналисты ведущих газет нашего региона поочередно встречались на объединенных планерках то в Махачкале, то в Грозном, то в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), то в других столицах северокавказских республик. Такие встречи запоминались и приносили огромную пользу в журналистском плане, а дружба наша становилась крепче. Почему бы нам ныне не восстановить эту традицию?
В 1970 году (тогда я работал собкором «Дагестанской правды» в горных районах) в Ботлих приехала делегация журналистов из Чечено-Ингушетии. Какая была теплая встреча! Ботлихцы нанесли ответный визит. А затем ежегодно на озере Кезенойам проводился День чабана, где собирались животноводы обеих республик, их обязательно сопровождали коллективы художественной самодеятельности.
Все это события эпохи СССР, когда дружба народов была не декларацией, а фактом. Но у этой дружбы были крепкие корни. Отец рассказывал, когда в дагестанских горах случались засуха и неурожай, выручали чеченцы и ингуши. Ингушей он называл «гъалгъай» – это самоназвание нашего братского народа. К слову скажу, антропологи считают, что именно в Ингушетии сохранился в первозданном виде кавкасионский тип этноса. Наверное, потому, что сюда не добрались ни Надир-шах, ни Тамерлан с Чингисханом, ни арабские завоеватели, которые в какой-то мере повлияли на другие народности антропологически и лингвистически.
Так вот, в неурожайные годы мужчины из моего аула Тинди пешком через Ботлих и перевал Харами отправлялись к чеченцам и гъалгъай работать на кукурузных полях, зарабатывать на кусок хлеба и так пережить засуху. Нелегким, конечно, это было предприятие в то время, когда не было никакого транспорта, кроме вьючного. Но братские отношения, взаимовыручка и тот самый нартский дух кавказских народов помогали выжить. Дорогие ингуши и чеченцы! Мы, сыновья того поколения, помним это! Так поступали и легендарные нартские богатыри Сеска Солса, Ачамаз и Батрадз…
В этой связи не могу не упомянуть один запомнившийся в детстве эпизод. 1954 год. Самая высокогорная метеостанция в Европе «Сулак-Высокогорная» у подножья красавца-четырехтысячника Аддала-Шухгельмеэр. Меня, шестилетнего пацана, сюда с собою брал трудящийся там радистом дядя Расул. Чудом для горцев был работавший от ветрового электродвигателя радиоприемник «Родина». Завхоз метеостанции аксакал Газимагомедгаджи, в свое время выращивавший кукурузу в Чечено-Ингушетии, просил меня поймать волну Грозного. Он с упоением слушал лезгинку на гармошке в исполнении знаменитого тогда музыканта Омара Димаева. Старик молча внимал музыке и бормотал про себя что-то по-чеченски…
Радует, что сейчас потихоньку связи между нашими республиками начинают налаживаться. Спасибо тем, кто задумал и наладил ТВ-канал «9 волна», который крепит наши культурные связи, традиции, по большому счету, – народное творчество. Надеемся, что проект «Дагправды», направленный на укрепление братских связей между нашими республиками, тоже поможет восстановить то, что уже было достигнуто при союзном государстве. И вновь скажем мы: лучше гор – только горцы!