Купить PDF-версию
22:42 | 28 июня, Сб
Махачкала
X
08:06 12.08.2020

Мысли шире, дыши свободно

Работы художников-концептуалистов фразой «как красиво» в общепринятом смысле никак не охарактеризуешь. Потому что концептуальное искусство не ставит цель радовать глаз красивой картинкой. Главное, через образ, форму, арт-объект передать ключевую мысль, идею, проблему, которая так или иначе волнует человечество, общество или отдельно самого художника. В итоге на свет появится произведение, на первый взгляд, может, и непонятное, но стоит проникнуться замыслом автора, идеей, которая подтолкнула художника к творчеству, как все становится на свои места.

Увидеть творчество современных художников-концептуалистов Дагестана и то, что у них на повестке дня, каждый желающий сможет, посетив Центр этнической культуры в Махачкале, где на днях вниманию общественности предстал выставочный проект «ВдохВыдох», объединивший в одной арт-локации творчество двух художников – Магомеда Дибирова и Магомеда Малокаева. Академической манере живописи они предпочли абстракцию, символизм и создают работы, что называется на злобу дня. Каждый делает это в своей образной системе координат, но объединяет обоих одно – свобода творческого самовыражения. Именно поэтому и было принято решение представить работы двух самодостаточных авторов в рамках одного выставочного проекта.

«ВдохВыдох» – в этом проекте два художника, разделенные расстоянием, работают практически на одном дыхании и передают свои переживания и впечатления, свое осмысление того, что происходит в мире, обществе, с нами, нашими близкими. Взгляд под другим углом на ситуацию позволяет им выделить те точки соприкосновения, которые заставляют нас вместе задуматься о происходящем, сопереживать, объединяться и поддерживать друг друга, несмотря на то, что мы держим дистанцию. Художник становится связующим звеном, и благодаря современным технологиям мысль, оформленная на бумаге, сразу становится достоянием общества, говорят о концепции выставочного проекта организаторы.

– «ВдохВыдох» – главное действие последнего времени, к которому было приковано внимание миллионов людей. Незаметное для нас действие, над которым не задумываешься, стало центром повышенного внимания, тревоги и беспокойства. Творчество художника состоит из «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить» (Булат Окуджава). Этот короткий промежуток между вдохом и выдохом и есть тот миг, в котором рождается мысль. Эта мысль художником переводится в образы, переносится на бумагу, и зритель может прикоснуться к тому, что сам чувствует и переживает, но не может выразить, – делится идеей выставки ее куратор Магомед Малокаев.

Большую часть представленных работ художники создали в условиях самоизоляции. Для художника изоляция – дело привычное. Они часто закрываются в мастерской на длительное время. Но такая тревожная изоляция несет в себе негативный характер – работы создаются из подручных материалов, мысли заняты беспокойством за близких, но они продолжают творить.

Магомед Дибиров – социальный художник, его работы очень точно отражают ситуацию в республике, некоторые особенно колко и с долей сарказма. В одном из интервью он как-то сказал про себя: «Я не конъюнктурщик. Я – актуальный художник. Я фиксирую время. Ловлю момент. Когда меня спрашивают, в каком жанре я работаю, то отвечаю: социальный символизм. Потому что я объясняю жизнь через символы».

Языком символов Дибиров передал и все те проблемы, которые на повестке дня общества. Так, во многих рисунках-скетчах отобразилась тема коронавируса и того, как шла борьба с болезнью в республике и в стране в целом. «Временное затишье», «Диагноз 2020», «Чистка»… Каждый набросок открывает тот или иной аспект волнующей всех проблемы пандемии.

«Неприемный день» – эта работа особенно полюбилась зрителям. Вдохновила она и Камиля Дадаева. Он стал полноценным участником проекта – его мысли, облеченные в стихи, дополняют общую композицию. «Пусть пляшут рядом черти, Пьют свет твоей души, Назло безмолвной смерти, Дыши, мой друг, дыши!» – пишет автор и тем самым передает языком поэтического слова ключевую мысль, которую хотят донести до дагестанцев художники.

… Вот такое оно концептуальное искусство. Нет заданности, нет четких рамок и точных определений. Даже одна ключевая мысль, которая может лежать на поверхности, не может быть понята однозначно. Каждый может прочесть в картине или в арт-объекте что-то еще, то, что рождает его ассоциативное мышление, его мировоззрение.

Статьи из «Выставки»

Порталы в прошлое

3
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

12
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

13
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

16
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

30
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

91
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...