Мысли шире, дыши свободно
Работы художников-концептуалистов фразой «как красиво» в общепринятом смысле никак не охарактеризуешь. Потому что концептуальное искусство не ставит цель радовать глаз красивой картинкой. Главное, через образ, форму, арт-объект передать ключевую мысль, идею, проблему, которая так или иначе волнует человечество, общество или отдельно самого художника. В итоге на свет появится произведение, на первый взгляд, может, и непонятное, но стоит проникнуться замыслом автора, идеей, которая подтолкнула художника к творчеству, как все становится на свои места.
Увидеть творчество современных художников-концептуалистов Дагестана и то, что у них на повестке дня, каждый желающий сможет, посетив Центр этнической культуры в Махачкале, где на днях вниманию общественности предстал выставочный проект «ВдохВыдох», объединивший в одной арт-локации творчество двух художников – Магомеда Дибирова и Магомеда Малокаева. Академической манере живописи они предпочли абстракцию, символизм и создают работы, что называется на злобу дня. Каждый делает это в своей образной системе координат, но объединяет обоих одно – свобода творческого самовыражения. Именно поэтому и было принято решение представить работы двух самодостаточных авторов в рамках одного выставочного проекта.
«ВдохВыдох» – в этом проекте два художника, разделенные расстоянием, работают практически на одном дыхании и передают свои переживания и впечатления, свое осмысление того, что происходит в мире, обществе, с нами, нашими близкими. Взгляд под другим углом на ситуацию позволяет им выделить те точки соприкосновения, которые заставляют нас вместе задуматься о происходящем, сопереживать, объединяться и поддерживать друг друга, несмотря на то, что мы держим дистанцию. Художник становится связующим звеном, и благодаря современным технологиям мысль, оформленная на бумаге, сразу становится достоянием общества, говорят о концепции выставочного проекта организаторы.
– «ВдохВыдох» – главное действие последнего времени, к которому было приковано внимание миллионов людей. Незаметное для нас действие, над которым не задумываешься, стало центром повышенного внимания, тревоги и беспокойства. Творчество художника состоит из «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить» (Булат Окуджава). Этот короткий промежуток между вдохом и выдохом и есть тот миг, в котором рождается мысль. Эта мысль художником переводится в образы, переносится на бумагу, и зритель может прикоснуться к тому, что сам чувствует и переживает, но не может выразить, – делится идеей выставки ее куратор Магомед Малокаев.
Большую часть представленных работ художники создали в условиях самоизоляции. Для художника изоляция – дело привычное. Они часто закрываются в мастерской на длительное время. Но такая тревожная изоляция несет в себе негативный характер – работы создаются из подручных материалов, мысли заняты беспокойством за близких, но они продолжают творить.
Магомед Дибиров – социальный художник, его работы очень точно отражают ситуацию в республике, некоторые особенно колко и с долей сарказма. В одном из интервью он как-то сказал про себя: «Я не конъюнктурщик. Я – актуальный художник. Я фиксирую время. Ловлю момент. Когда меня спрашивают, в каком жанре я работаю, то отвечаю: социальный символизм. Потому что я объясняю жизнь через символы».
Языком символов Дибиров передал и все те проблемы, которые на повестке дня общества. Так, во многих рисунках-скетчах отобразилась тема коронавируса и того, как шла борьба с болезнью в республике и в стране в целом. «Временное затишье», «Диагноз 2020», «Чистка»… Каждый набросок открывает тот или иной аспект волнующей всех проблемы пандемии.
«Неприемный день» – эта работа особенно полюбилась зрителям. Вдохновила она и Камиля Дадаева. Он стал полноценным участником проекта – его мысли, облеченные в стихи, дополняют общую композицию. «Пусть пляшут рядом черти, Пьют свет твоей души, Назло безмолвной смерти, Дыши, мой друг, дыши!» – пишет автор и тем самым передает языком поэтического слова ключевую мысль, которую хотят донести до дагестанцев художники.
… Вот такое оно концептуальное искусство. Нет заданности, нет четких рамок и точных определений. Даже одна ключевая мысль, которая может лежать на поверхности, не может быть понята однозначно. Каждый может прочесть в картине или в арт-объекте что-то еще, то, что рождает его ассоциативное мышление, его мировоззрение.