На сцене – средневековая Авария

Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского селения Чох, легенда о неземной красоте которого уже несколько веков живет в умах и сердцах дагестанцев. Трагедия Камалил Башира легла в основу пьесы Магомеда Абасова, известного как Абасил Магомед.
Разные национальные театры ставили свои версии этой средневековой истории и ее драматургической интерпретации. Аварский театр возродил у себя популярную у зрителя постановку о сложной и необычной судьбе молодого человека, наделённого природой даром, сломавшим его жизнь. Премьера спектакля «Камалил Башир» с аншлагом прошла в конце апреля.
Стало ли это событием в театральной жизни республики? Однозначно, да. И не потому, что люди стояли в проходах – заполненным до отказа залом Аварский театр в последние годы не удивишь. Сама история, рассказанная со сцены, настолько невероятна, особенно для Дагестана, и, как бы ни казалось странным это утверждение, по-прежнему современна, что долгая жизнь спектаклю обеспечена и успех его, нам кажется, предрешен.
Для тех, кто не знает легенды, очень коротко: в конце ХVII века в ауле Чох жил невероятной красоты юноша, и влюблялись в него все женщины джамаата: от юных дев до замужних матрон. Да-да! При этом замужние женщины признавались мужьям в любви к Баширу, невзирая на более чем строгие нравы и принятые в обществе неписаные законы супружеской жизни. Сладить с этим безумством не было никакой возможности: убить женщину – не в чести у горцев. Поэтому решение было принято единственно возможное для мужского населения Чоха – лишить жизни Камалил Башира, чья красота отняла покой джамаата. Взял на себя эту миссию отец юноши, на общем сходе посреди села отрубивший голову единственному сыну.
Надо сказать, что для Аварского театра характерно обращение к фольклору, где история строится на сильных человеческих эмоциях. Как говорит один из героев спектакля, «страсть и любовь. Покажите того человека, кто не испытывал бы этих чувств». А значит, подобная драматургия неизбежно захватит зал. Реакция зрителей на происходящее на сцене подтверждает эти слова – спектакль находит глубокий отклик у публики.
Совершенно фантастический, нереальный задел пьесы Абасил Магомеда – красота как порок – поначалу может вызвать у некоторых скепсис, но постепенно приходит понимание идеи постановки: режиссер спектакля, заслуженный артист РД, художественный руководитель театра Магомедарип Сурхатилов вслед за драматургом заставляет задуматься о важнейших вопросах человеческого бытия: всегда ли любовь – это счастье? Можно ли жить, прячась от любви и скрываясь от ненависти? Как не стать жертвой гнева, и может ли гнев быть направлен на сильного? Властен ли человек, а может, и высшая сила над гневом и любовью?
История Камалил Башира – это еще и срез времени. Так называемая «социальная проблематика», несомненно, имеет место.
Подчинение личного общественному, невозможность существования вне социума, трагедия человека, чья «вина» – непохожесть на других. Все эти вопросы звучат в спектакле о жизни средневекового Дагестана и остаются актуальными и в наше, казалось бы, далеко шагнувшее вперёд время.
Какой выбор для себя делает Камалил Башир – невольная причина всех бед и несчастий чохцев XVII века? Перед ним два пути – жизнь в изгнании из родного села и одиночество или небытие, смерть. Вот такая суровая дилемма. Башир в спектакле – это порядочность по отношению к женщине, деликатность, ум, чистота в любви и честность. Чем может ответить юноша с такими качествами замужней женщине, которая не боится признаться мужу в любви к другому, предпочитая стать любовницей, чем женой нелюбимого? Башир находит теплые слова для каждой, при этом не давая никому надежды. В его сердце только одна – самая некрасивая девушка села стала для него желанной и любимой. Но и она отвергает юношу, не принимая любовь к нему других женщин.
Людьми придумано уродство и красота – это всего лишь слова, говорит Башир. Однако отношение к красоте, особенно мужской, у горцев было свое. Мужчина должен быть суров, непреклонен, и в этом его человеческая, мужская красота.
Мягкий, уважительный к чувствам других людей, Башир выбивается из общих представлений горцев о «мужественности».
Зачем жить, если не можешь быть счастлив среди тех, с кем рожден рядом? Зачем жить, если огорчаешь другого? Разве должен человек ненавидеть тех, кто его любит? Почему человек несчастен, если не похож на других, и что для него главное?
Башир ищет ответы на свои вопросы, ищет путь в своей оказавшейся несчастной судьбе.
Среди людей жизни ему нет, но без людей он жить не в состоянии. Казалось бы, милый и нежный юноша, который не может дать отпор жестокости джамаата, принимает труднейшее решение и мужественно идёт на смерть, предпочитая ее одиночеству.
Мог ли он поступить по-другому? Похоже, то время выбора не оставляло.
Монологи Башира в исполнении Магомеда Дудуева лиричны и несут в себе главную философскую составляющую спектакля.
«Я не хотел бы ничего менять в образе Камалил Башира, – говорит актер. – Мой герой – человек, не принятый и не понятый временем. Женщины пошли за ним главным образом потому, что увидели в нем то, чего не было в их собственных мужьях, – уважение к чувствам другого человека, уважение к ним. И это до сих пор актуально».
Стилистика спектакля – это темперамент и высокий накал страстей, бушующих в сердцах его героев. Декорации-трансформеры заслуженного художника РД Саида Тихилова минимальны, но достаточны для создания атмосферы горского села. На эту задачу работают и костюмы заслуженного художника РД Веры Агошкиной. Свет полон экспрессии, массовые сцены заставляют публику сопереживать каждому слову, произнесенному со сцены.
Украшением постановки стали музыкальные номера. Композитор спектакля, заслуженный деятель искусств РД Ахмед Амирханов создал индивидуальные мотивы для его героев. Голоса актёров звучат аутентично, точно передавая атмосферу, настроение и мировосприятие людей той далёкой во времени Аварии.
«Мы постарались быть максимально приближенными к истории, которая к нам пришла сквозь века. Здесь современные режиссерские эксперименты «я художник, я так вижу» не нужны. И сам драматург, в свою очередь, не сильно ушёл от народной версии. Однако зритель должен понимать, что это поэзия, а значит, присутствует некая гиперболизация. Я уверен, что условный Камалил Башир действительно существовал. Аварцы не слагали стихи вымышленным героям. Важно было воспеть живущих когда-то людей, чья жизнь и поступки становились образцом для следующих поколений.
Был юноша в Чохе, чья внешняя красота плюс его талант игры на чагане и виртуозная джигитовка, а еще добрый нрав и уважительность создали в сказаниях людей прекрасный образ. Но, как и всякая легенда, история о Камалил Башире – это воспевание героя. Героизм юноши и его отца – в их жертвенности.
Наш спектакль – посыл к каждому человеку, напоминание об ответственности перед обществом, приоритете общественного над личным», – так считает директор театра Магомед Бисавалиев.
16 мая состоится второй премьерный показ «Камалил Башира», и каждый зритель сможет решить для себя сам, как посмотреть на трагическую историю, рассказанную со сцены Аварского театра.
Статьи из «Театры»
Вначале было дело

Театральный триумф

Очередная премьера

Покорили сердца петербуржцев

О войне, любви и верности

Комедии, драмы и… новая сцена

Театр – это навсегда
