На сцене — жизнь и судьбы
В дагестанских театрах, как и во всей стране, начался новый театральный сезон. Зритель ждет премьер, труппы активно работают над постановками новых спектаклей. В этой связи понимаешь, что поспешил киношный «Нострадамус», герой Юрия Васильева из культового фильма «Москва слезам не верит» с прогнозами о том, что «со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет».
— Мы недавно вернулись с фестиваля «Южная сцена» в Нальчике. Удостоились сразу трех дипломов конкурса. Показывали спектакль «Насилие» по пьесе Рабадана Нурова. Эту масштабную постановку мы намерены в этом сезоне чаще представлять нашему зрителю, – говорит художественный руководитель Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая Мустафа Ибрагимов.
Спектакль «Насилие» по одноимённой пьесе Рабадана Нурова отражает жизнь предреволюционного Дагестана и переломный момент, когда на смену власти беев, ханов приходит пролетариат. На фоне этой масштабной исторической панорамы идет жизнь отдельных людей, чувства которых в центре повествования.
В пьесе показана связь судеб людей с современной для них историей. Именно она диктует правила жизни, меняет характеры. Этот ход делает её интересной и вносит свежую струю, а иначе была бы только типичная история любви двух сердец, которым запрещают быть вместе. А это, согласитесь, уже достаточно избитый сюжет.
Главная героиня Айшат воплощает дух непокорности. Она не хочет считаться со старыми сельскими адатами и, несмотря на всеобщее непонимание, остается непоколебимой. Её любовь по-настоящему искренна, и она сохраняет ее до последнего, хотя и ощущает в ответ холод.
Через образ главного героя Мусы ощущается наиболее явственно перелом эпох. До революции он был простым, восторженным крестьянином, умевшим любить, радоваться жизни, весельчаком, душой компании, теперь он становится «твёрдокожим», отметающим все чувства прочь. Через него в спектакле режиссёр показывает, как негативно может отразиться на человеке власть над всеми.
Конец спектакля оказался для всех неожиданным. В пьесе возлюбленные в финале воссоединяются, но Мустафа Ибрагимов отошёл от оригинала: на переднем плане Муса рвёт на клочки письмо Айшат. На его лице — холодное презрение, застывшая маска. За ним стоит Айшат. Она молча наблюдает, берёт чемодан и уходит. Такой финал режиссёр выбрал не случайно: «Я хотел показать зрителям, как власть разлагает чистые чувства».
Другая, не менее острая и актуальная премьерная постановка театра – спектакль по пьесе даргинского драматурга Салиха Санчинского «Семя зла».
В ней затронута одна из злободневных проблем современности – наркомания. Главный герой постановки настолько зависим от доз, что постепенно теряет человеческое лицо. Он готов пойти на все ради вожделенного, даже на убийство родных. Только мать сможет его остановить.
Такой гиперболизированный образ зависимого человека высвечивается не зря. Зритель должен ужаснуться. Главная мысль – мы должны быть внимательнее к своим близким, не допускать, чтобы они скатывались в бездну.
Салих Санчинский также предложил Даргинскому театру пьесу «Двойной капкан», в которой анализируется тема экстремизма и терроризма. Пьеса стала призером республиканского конкурса драматургов. Как совершенно безобидные люди становятся террористами, почему безвинные сидят за решеткой – на этом делает акцент автор в своем произведении, и это же станет идейной основой спектакля театра. Премьерный показ, как обещает режиссер, состоится в 2018 году.
Ну и, конечно же, в новом сезоне не обойтись без ярких, веселых спектаклей для маленького зрителя. Сегодня труппа работает над постановкой по пьесе детского писателя Рашида Рашидова «Гуглахай». Этот задорный музыкальный спектакль станет хорошим подарком детям к предстоящему Новому году.
Если в Даргинском театре в своих премьерных постановках режиссеры пытаются затронуть масштабные, острые социальные проблемы, то главная премьера Лезгинского театра, напротив, будет высвечивать сугубо бытовую, семейную историю. Но постановка не менее актуальна. Сколько живо человечество, столько семейные и любовные перипетии, сложности взаимоотношений отцов и детей были, есть и будут.
Музыкальная комедия «Свекровь» по пьесе азербайджанского драматурга Межида Шамхалова уже ставилась на театральных сценах России, Грузии, Узбекистана, Болгарии, Алжира, Турции и многих других стран.
Пьеса написана еще в середине прошлого века, но затронутые в ней темы узнаваемы и по сей день. Вот о чем повествует Шамхалов.
Молодой человек встретил ту, которую полюбил и женился на ней. Мать, никогда не одобрявшая выбора сына, с первых же дней невзлюбила невестку. Все, что она ни делает, ей не нравится, все подвергается критике. Властная свекровь старается всеми способами выжить из дома скромную, интеллигентную сноху.
Молодой человек устал разрываться между матерью и женой и уже не знает, куда деться в этой ситуации. На помощь приходят друзья, посоветовавшие пойти на хитрость – увезти на время настоящую жену, а вместо нее привести новую, да такую, которая темпераментом не уступит свекрови. План претворили в жизнь. С этого момента свекровь понимает, что она далеко не хозяин в доме. Разгораются нешуточные страсти. В конце измученная кознями новоявленной жены сына женщина молит о возвращении своей предыдущей кроткой, доброй и воспитанной невестки. Услышит ли Бог ее мольбы?
Об этом зритель узнает, посмотрев премьеру Лезгинского театра. Состоится она совсем скоро. Первый показ запланирован на середину декабря.