Фундаментальное исследование по искусствоведению
В крупнейшем художественном центре Дагестана сел. Кубачи – столице средневекового государственного образования Зирихгеран – в XIII–XV вв. были созданы выдающиеся произведения искусства мирового уровня, которые вошли в бесценное национальное культурное наследие всего Дагестана и в сокровищницу мировой художественной культуры. Однако до самого последнего времени они оставались очень слабо изученными, многие из них не были даже введены в научный оборот, а целый ряд вопросов истории искусства не только с. Кубачи, но и всего Дагестана оставался не разработанным должным образом. Этот пробел существенно восполняет фундаментальное исследование главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, доктора искусствоведения, профессора РАЕ Мисрихана Маммаевича Маммаева «Искусство Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада» (Махачкала: Эпоха, 2014. – 592 с., 307 илл.). Исследование это является итогом многолетнего кропотливого труда автора.
Оно базируется на глубоком анализе многочисленных произведений различных видов декоративно-прикладного искусства – художественной обработки металла, резьбы по камню, резьбы по дереву, оружейного дела, хранящихся ныне во многих крупных отечественных и зарубежных музеях, – в Государственном Эрмитаже в С.-Петербурге, Лувре в Париже, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и др. Широко использованы в работе и те произведения кубачинского искусства XIII–XV вв., которые хранятся в республиканских музеях – в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Историко-этнографическом музее им. Р.М. Магомедова Дагестанского государственного университета, а также сохранившиеся в самом с. Кубачи и соседних с ним населенных пунктах – Амузги, Ашты, Ицари, Калакорейш, Дацамаже. В сравнительном плане привлекаются также памятники искусства с. Хунзах, Кумух, Каракюре и др.
Подробно освещается в работе и средневековая архитектура с. Кубачи на основе изучения сохранившихся до настоящего времени памятников народного зодчества – оборонительных сооружений, т.е. круглых в плане башен Кунакла-кала, Акайла-кала, Цилалла-кала, а также культовых зданий – Большой пятничной мечети и квартальных мечетей, жилых домов и давно развалившегося, но описательно реконструируемого автором общественного здания дворцового типа «Хвала хъулбе» (Большие дома), принадлежавшего высшему органу местного самоуправления «Чине» (Совет старейшин), богато украшенного каменными рельефами с изобразительными сюжетами, орнаментом и декоративными арабскими надписями. Памятники средневековой архитектуры с. Кубачи М.М. Маммаевым вполне обоснованно рассматриваются как весомый вклад в архитектурное наследие всего Дагестана и Северного Кавказа.
В монографии искусство Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. исследуется в контексте художественных культур Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Владимиро-Суздальской Руси, Крыма и романского Запада, определяется его место в мировом художественном процессе.
В работе подробно описаны давно привлекавшие внимание многих ученых кубачинские литые бронзовые котлы XIII–XV вв., хранящиеся ныне во многих отечественных и зарубежных музеях и частных коллекциях. Основательно проанализированы особенности их декоративной отделки орнаментальными композициями и арабскими надписями (котлы так называемого открытого типа) и изобразительными сюжетами (котлы т.н. закрытого типа). Кубачинские средневековые бронзовые котлы с высокохудожественной отделкой М.М. Маммаев вполне обосновано рассматривает как «вершину развития средневекового художественного бронзового литья Дагестана и художественной обработки металла в целом».
Из сохранившихся образцов художественно отделанного оружия с. Кубачи XV–XVI вв. в монографии описывается хранящийся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля сабля, принадлежавшая боярину Ф.И Мстиславскому. Атрибуция ее у исследователей вызывает споры. Но М.М. Маммаев приводит, на наш взгляд, достаточно убедительные аргументы, подтверждающие принадлежность художественной отделки сабли работе кубачинского мастера.
Обстоятельно рассмотрено в монографии камнерезное искусство с. Кубачи, которое в XIV–XV вв. переживает необычайно яркий расцвет. В то время в этом селении было создано огромное количество произведений искусства резьбы по камню – резные архитектурные детали с различными изобразительными сюжетами, орнаментом и декоративными арабскими надписями, а также мемориальные (надмогильные) памятники, в декоративной отделке которых наблюдается синтез художественной арабской каллиграфии и растительного орнамента. М.М. Маммаев справедливо подчеркивает, что произведения эти имеют огромную историческую и художественную ценность для освещения многих вопросов истории и искусства с. Кубачи, а также для выяснения историко-культурных связей средневекового Дагестана со странами Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси (Владимиро-Суздальской Руси) вплоть до Западной Европы.
Резьба по дереву охарактеризована М.М. Маммаевым как один из высокоразвитых видов средневекового декоративно-прикладного искусства Зирихгерана-Кубачи. В работе обстоятельно проанализирована декоративная отделка выдающегося произведения средневекового исламского искусства Дагестана – неполностью сохранившегося резного деревянного минбара XV в., первоначально находившегося в Большой мечети в с. Кубачи, а ныне выставленного в экспозиции музея Кубачинского художественного комбината им. Р. Алиханова. Детально описаны две пары резных дверей ХII–ХIII вв. мечети с. Калакорейш, а также опорные деревянные столбы мечетей селений Шири и Ицари. На основе глубокого анализа сравнительно немногочисленных сохранившихся до настоящего времени произведений искусства резьбы по дереву М.М. Маммаевым делается обоснованный вывод о том, что «среди различных отраслей художественного ремесла XIII–XV вв. Зирихгерана-Кубачи видное место занимало искусство резьбы по дереву, которое по степени своего развития и совершенства не уступало другим видам декоративно-прикладного искусства».
Различные изобразительные сюжеты и образы средневекового кубачинского искусства рассмотрены подробно в отдельной информативной и содержательной главе (№ 5), выяснено особенности их изобразительного воплощения в произведениях резьбы по камню и дереву, художественной обработки металла. Смысловое значение, т.е. семантика сюжетов и образов раскрывается путем привлечения данных мифологии, фольклора, религиозных представлений, различных легенд и преданий, а также сравнительного материала по искусству различных стран и народов.
Объектом исследования М.М. Маммаева являются и различные виды орнамента: растительный, эпиграфический, геометрический, ленточный, сетчатый и зооморфный, получившие значительное распространение в искусстве Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. Автор подчеркивает, что основным видом орнамента в архитектурном декоре и в отделке различных произведений декоративно-прикладного искусства Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. являлся растительный орнамент, достигший в то время высокого уровня совершенства. Наряду с ним широкое распространение получил и эпиграфический орнамент (каллиграфически исполненные декоративные арабские надписи), который вместе с другими видами орнамента и являлся составной частью декоративного убранства различных архитектурных сооружений, мемориальных (надмогильных) памятников и произведений художественного ремесла.
На основе детального анализа большого количества произведений искусства автором выяснено место искусства Зирихгеран-Кубачи XIII–XV вв. в системе художественных культур Востока и Запада. В разделе «Ислам и средневековое искусство Зирихгеран-Кубачи», освещены вопросы формирования и развития исламского искусства Зирихгерана-Кубачи и всего Дагестана. При этом автор обоснованно утверждает, что «арабо-мусульманские и средневековые закавказско-ближневосточные художественные традиции оказали значительное влияние на сложение и дальнейшее развитие исламского искусства XIII–XV вв. с. Кубачи и Дагестана в целом.
В этом разделе М.М. Маммаев приводит еще важные данные, касающиеся места средневекового Дагестана в системе межцивилизационных связей Востока и Запада. Существовавшими в средние века связями между Дагестаном и Западной Европой объясняет М.М. Маммаев проникновение в искусство Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. отдельных изобразительных сюжетов (изображение присевших на задние лапы львов на одном из кубачинских каменных рельефов, хранящемся в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее и др.).
Основательно разработана М.М. Маммаевым и проблема сюжетно-тематического параллелизма в средневековом искусстве Дагестана и Владимиро-Суздальской Руси (Древней или Северо-Восточной Руси). Тема эта дискуссионная. М.М. Маммаев раскрывает ее с привлечением новых, не известных предшествующим исследователям данных по искусству Зирихгерана-Кубачи. Черты общности в искусстве Дагестана и Древней Руси прослежены в различных изобразительных сюжетах и в композициях ленточного и растительного орнаментов. Выявляя общие черты, характерные для средневекового искусства Дагестана и Владимиро-Суздальской Руси, М.М. Маммаев прослеживает и их отличительные особенности, обусловленные своеобразием путей исторического развития этих областей, разницей в религии, художественными традициями и др.
Определяя место и роль искусства Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. в истории мировой художественной культуры, М.М. Маммаев делает важное заключение о том, что «оно развивалось и обогащалось в тесной взаимосвязи не только с искусством мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока, но также с искусством стран Восточной и Западной Европы. Расположенный на перекрестке международных экономических, политических и культурных связей, Дагестан в средние века выступал проводником достижений в сфере искусства и художественной культуры стран Востока на Запад».
Удачно исследована М.М. Маммаевым в завершающем разделе и проблема средневекового художественного наследия Зирихгерана-Кубачи для современности в плане творческого использования богатого художественно-эстетического опыта прошлого в декоративной отделке различных архитектурных сооружений и произведений декоративно-прикладного искусства.
Подводя итоги вышеизложенному отметим, что М.М. Маммаевым проделана огромная работа по изучению средневекового искусства не только с. Кубачи, но и Дагестана в целом. Исследование это вносит большой вклад в дагестанское искусствоведение и в отечественную науку. Оно написано на высоком научном уровне, и вместе с тем понятно и доступно широкому кругу читателей.
Те выдающиеся произведения искусства, которые были созданы в XIII–XV вв. в с. Кубачи, М.М. Маммаевым рассматриваются как ценное национальное достояние всего Дагестана, показывающее его весомый вклад в мировую художественную культуру.
С учетом изложенного считаем, что автор фундаментального исследования «Искусство Зирихгерана-Кубачи XIII–XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада» М.М. Маммаев достоин присуждения Государственной премии Республики Дагестан.
Сведения об авторах
Давудов Омар Маламагомедович – главный научный сотрудник ФГБУН Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ и РД.
Байрамбеков Марат Мирзоевич – заведующий сектором культуры и искусства Дагестана ГБУ Научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РД, отличник народного просвещения РСФСР.
Газимагомедов Гамзат Газимагомедович – ответственный секретарь Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Правительстве РД, народный художник РФ и РД.