На языке граффити
Ходишь по привычным местам: ничто не удивляет, не цепляет взгляд и… вдруг этот старый знакомый заметно изменился. И удивляешься не про себя, а вслух, все вокруг – свидетели неожиданной встречи.
Наверняка и с вами такое случалось. Например, когда вы спускались к морю через тот самый подземный переход или мини-тоннель, неважно. Не тот, что под вывеской «Городской пляж», и не тот, возле которого всё время стоят молодые ребята (а иногда и не молодые) и помогают автомобилистам: «Вы проезжайте, а ты пока тормози». Есть ещё и третий, самый несчастный, брошенный, всеми забытый. Никто не любил через него проходить, а если и проходил, то так быстро, чтобы скорее выбраться и глотнуть свежего воздуха. И тоннель никогда не слышал приятного слова: все старались обходить его стороной, как страшно заразного больного.
А сегодня он уже не тот, что вчера. Его просто не узнать – будто нашлись потерянные родственники, будто выздоровел, ожил. И люди проходят по нему и радуются, рассматривают, обязательно фотографируются, кто-то даже приходит специально к нему – посмотреть, одобрить.
Серые, мрачные, холодные стены перехода сегодня покрыты солнцем, светом, цветущими лугами, горами и, конечно, какой же дагестанский пейзаж без лезгинки и стихов Расула Гамзатова. Такое колоритное граффити – праздник для глаз. Устроила его студентка, но не художественного колледжа, а медицинского – Патимат Акаева. Эта была конкурсная работа по рисункам на стенах. И как сообщали ранее в Министерстве по делам молодёжи республики, весь тоннель, ведущий к морю, по задумке организаторов, будет разрисован с участием студентов художественно-графического факультета и всех желающих.
История советского граффити берёт начало с 1985 года. Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые при всей их незрелости потрясали воображение публики свободой выражения. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов – это неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити прежде всего на улице. И если заглянуть в историю, то искусство граффити не так уж молодо. Ёще на стенах древнего города Помпеи находят граффити тех времён. Рисунки граффити есть также в городищах древних Майя, на египетских пирамидах и других местах. Современный стиль граффити берёт начало в нью-йоркском метрополитене в начале ХХ века и тесно связывается с хип-хоп культурой. В России массовый характер граффити приобретает к концу 1990-х годов. Но в Махачкале с ним на «вы».
Патимат – художник-самоучка, рисует с детства, впрочем, как и все дети, только кто-то детское увлечение проносит через всю жизнь.
Создавать рисунки на стенах не просто. Во-первых, кривые и бугристые стены не сразу поддаются искусству. Во-вторых, получить разрешение на изображение тоже дело не из лёгких, а граффити без согласования – вандализм. И, в-третьих, расходы на необходимый материал всегда влетают в копеечку. Но трудности молодую и талантливую не останавливают. Рисование не единственное увлечение девушки. Она участник движений «Волонтёры культуры», «Волонтёры Победы», «Волонтёры-медики», «Волонтёры-экологи», «Молодёжка ОНФ», «Тут добро»…
– Начала заниматься рисованием в детстве по совету первой учительницы, которая заметила, что у меня это получается. Может, талант передался на генетическом уровне: мой дядя – художник. Здесь проходят очень много людей, в том числе туристы, и многие из них впервые знакомятся с городом. И надо оставить приятное впечатление. Прохожие часто подходят ко мне, говорят, что граффити получается красивым, и интересуются, зачем я этим занимаюсь. А я объясняю, что хочу нарисовать что-то колоритное и украсить наш город, как Дербент, где на фасадах зданий изображены большие профессиональные граффити. Вообще мне приятно, что люди фотографируются с моим рисунком, благодарят за работу, – рассказывала она в интервью нашим коллегам из Минмолодёжи РД. – Если ты приехал в Дагестан и не увидел горы, ты не был в нашей республике. Поэтому я изобразила их здесь, у спуска к морю, чтобы каждый смог увидеть наши природные красоты. Во всех своих граффити я стараюсь передать какую-то определённую мысль. Так, в граффити, посвящённом Дню России и Дню медицинского работника, я изобразила местного жителя, врача и волонтёра, которые защищают друг друга от коронавируса и любой другой беды.
В этом единстве, считаю, и состоит наша сила. Я всегда хотела создать движение молодых граффитистов, которые будут рисовать в общественных местах и развиваться вместе. Но пока идею реализовать не получилось. Художником быть сложно, труд должен быть хорошо оплачиваемым. Поэтому участие в общественных добровольческих мероприятиях их не очень интересует. Вообще граффитистов в Махачкале очень мало, а хороших тем более, но молодых и желающих освоить нетипичное искусство – много, и это хороший способ борьбы с любителями рисовать и оставлять надписи на стенах. А граффити вполне реальный способ самовыражения.