X

Национальные традиции в наследие

В прошлом, в ХVIII-начале ХIХ веков, мужчины высокогорного селения Унцукуль были известны как искусные оружейники, владевшие техникой художественной обработки металла. Они делали нарезные винтовки и даже отливали пушки. Об этом свидетельствуют хранящееся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Грузии изготовленное унцукульцами холодное огнестрельное оружие высокого художественного и технического мастерства.

В те времена оружие было не только необходимым, но и любимым для каждого кавказца предметом защиты, отстаивания чести. С ним они почти не расставались, это была непременная часть мужского костюма (кинжал). А потому старались его украшать. Оружие декорировалось глубокой гравировкой, чернью, насечкой.

Унцукульская орнаментальная насечка металлом по дереву появилась несколько позже и стала редкой разновидностью художественного ремесла, сочетающая обработку дерева с узорами мельхиоровой или серебряной проволокой. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства с наследием древних национальных традиций художественной обработки дерева, металла, с изысканностью форм, благородным орнаментом. В период Кавказской войны унцукульцы в небольшом количестве делали курительные трубки с медной насечкой для продажи русским воинам и были признаны лучшими трубочными мастерами на Кавказе.

Тогдашние трубки – это шаровидной формы чубуки с длинными или короткими мундштуками, в верхней части покрытые серебряными пластинами с гравировкой и чернью, а чубук инкрустировали латунной или медной проволокой порой со вставками из кости или рога. В царских войсках было шиком пользоваться трубкой унцукульцев с насечкой изысканной и одновременно простой.

По окончании Кавказской вой­ны ассортимент изделий стал более разнообразен. Из сердцевины кизилового дерева мастера изготавливали трости, кнутовища, из абрикоса – курительные трубки, табакерки с красивой блестящей насечкой. Такие сувениры стоили недешево, а потому мастера этого народного промысла множились, развивая свое искусство. Унцукульцы стали делать наряду с деревянными изделиями стальные стаканы, подсвечники с серебряной насечкой, женские булавки, позднее и крупные изделия – этажерки, плуги. Рынок ширился до Астрахани, Ростова и даже Франции, Англии.

Орнамент унцукульской насечки был символом плодородия, чаще вписан в многолепестковые или лучезарные звезды, и изображал сложную композицию с применением всевозможных розеток, спиралей, лабиринтов, треугольников, параллельных косых линий, напоминающих дождь. Используются мастерами и именные узоры, придуманные наиболее известными унцукульцами. Их нарядные композиции четко индивидуальны, оказывают заметное влияние на художественное мышление представителей этого промысла.

Замечательным образцом унцукульского искусства является чернильный прибор, подаренный в 1921 году В.И. Ленину дагестанской делегацией от имени горцев Дагестана, в котором мастера выразили радость вдохновенного труда.

С появлением мастерской, затем артели, фабрики художественной обработки дерева в работе унцукульских умельцев наблюдались новые композиционные решения, обогащенные свежими мотивами в виде пятиконечных звезд на массивных формах, отличающиеся богатством орнаментальных узоров. Под влиянием спроса изменился ассортимент изделий.

Желание удовлетворить вкус русского и зарубежного покупателя повлияло на внешнее оформление предметов. Так, на Всемирной выставке в Париже унцукульцами были представлены трости, палки, шкатулки, ступки, пудреницы, подсвечники. Итог выставки – золотая медаль и Гран-при, увезенные в Дагестан.

Массовое производство изделий такого рода повысило художественную культуру их исполнения. Расширение ассортимента предметов, не характерных для дагестанского быта, стало носить другое назначение – подарочное. А в 60-е годы прошлого столетия в орнаментальном искусстве насечки наметилось новое направление – ювелирные украшения из дерева высокого художественного и технического уровня, а также предметы, не встречавшиеся в обиходе горского быта: декоративные вазы, тарелки, блюда, лодочки, коробки строгих форм, созданные на основе традиций обработки резного дерева и унцукульской орнаментальной насечки. Стали популярными среди покупателей женские аксессуары – браслеты, кулоны, броши, серьги. Они имеют незамысловатую форму, изготавливаются из абрикосового и кизилового дерева с мельхиоровой, медной, серебряной насечкой.

Сравнительно новым видом изделий стали декоративные сервизы для напитков, кувшины для воды удивительно гармоничных форм на подносах, бокалы, изготовленные в едином орнаментальном стиле, а также настенные панно, поставцы, массажные щетки, расчески, супницы, тарелки с изображением сказочных птиц, веточек красиво переплетенных растений. Появились рифленные поверхности, которые очень эффектно смотрятся в сочетании с отливающей серебром насечкой.

В настоящее время деятельность народного художественного промысла характеризуется активным творческим поиском мастеров, среди которых заметная роль принадлежит молодежи. Молодая смена творчески проявивших себя мастеров-художников использует традиционные композиции, обогащая их новыми, наиболее выразительными тенденциями в орнаментальном искусстве.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

32
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

51
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

184
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...