Купить PDF-версию
23:08 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X

Национальные традиции в наследие

В прошлом, в ХVIII-начале ХIХ веков, мужчины высокогорного селения Унцукуль были известны как искусные оружейники, владевшие техникой художественной обработки металла. Они делали нарезные винтовки и даже отливали пушки. Об этом свидетельствуют хранящееся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Грузии изготовленное унцукульцами холодное огнестрельное оружие высокого художественного и технического мастерства.

В те времена оружие было не только необходимым, но и любимым для каждого кавказца предметом защиты, отстаивания чести. С ним они почти не расставались, это была непременная часть мужского костюма (кинжал). А потому старались его украшать. Оружие декорировалось глубокой гравировкой, чернью, насечкой.

Унцукульская орнаментальная насечка металлом по дереву появилась несколько позже и стала редкой разновидностью художественного ремесла, сочетающая обработку дерева с узорами мельхиоровой или серебряной проволокой. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства с наследием древних национальных традиций художественной обработки дерева, металла, с изысканностью форм, благородным орнаментом. В период Кавказской войны унцукульцы в небольшом количестве делали курительные трубки с медной насечкой для продажи русским воинам и были признаны лучшими трубочными мастерами на Кавказе.

Тогдашние трубки – это шаровидной формы чубуки с длинными или короткими мундштуками, в верхней части покрытые серебряными пластинами с гравировкой и чернью, а чубук инкрустировали латунной или медной проволокой порой со вставками из кости или рога. В царских войсках было шиком пользоваться трубкой унцукульцев с насечкой изысканной и одновременно простой.

По окончании Кавказской вой­ны ассортимент изделий стал более разнообразен. Из сердцевины кизилового дерева мастера изготавливали трости, кнутовища, из абрикоса – курительные трубки, табакерки с красивой блестящей насечкой. Такие сувениры стоили недешево, а потому мастера этого народного промысла множились, развивая свое искусство. Унцукульцы стали делать наряду с деревянными изделиями стальные стаканы, подсвечники с серебряной насечкой, женские булавки, позднее и крупные изделия – этажерки, плуги. Рынок ширился до Астрахани, Ростова и даже Франции, Англии.

Орнамент унцукульской насечки был символом плодородия, чаще вписан в многолепестковые или лучезарные звезды, и изображал сложную композицию с применением всевозможных розеток, спиралей, лабиринтов, треугольников, параллельных косых линий, напоминающих дождь. Используются мастерами и именные узоры, придуманные наиболее известными унцукульцами. Их нарядные композиции четко индивидуальны, оказывают заметное влияние на художественное мышление представителей этого промысла.

Замечательным образцом унцукульского искусства является чернильный прибор, подаренный в 1921 году В.И. Ленину дагестанской делегацией от имени горцев Дагестана, в котором мастера выразили радость вдохновенного труда.

С появлением мастерской, затем артели, фабрики художественной обработки дерева в работе унцукульских умельцев наблюдались новые композиционные решения, обогащенные свежими мотивами в виде пятиконечных звезд на массивных формах, отличающиеся богатством орнаментальных узоров. Под влиянием спроса изменился ассортимент изделий.

Желание удовлетворить вкус русского и зарубежного покупателя повлияло на внешнее оформление предметов. Так, на Всемирной выставке в Париже унцукульцами были представлены трости, палки, шкатулки, ступки, пудреницы, подсвечники. Итог выставки – золотая медаль и Гран-при, увезенные в Дагестан.

Массовое производство изделий такого рода повысило художественную культуру их исполнения. Расширение ассортимента предметов, не характерных для дагестанского быта, стало носить другое назначение – подарочное. А в 60-е годы прошлого столетия в орнаментальном искусстве насечки наметилось новое направление – ювелирные украшения из дерева высокого художественного и технического уровня, а также предметы, не встречавшиеся в обиходе горского быта: декоративные вазы, тарелки, блюда, лодочки, коробки строгих форм, созданные на основе традиций обработки резного дерева и унцукульской орнаментальной насечки. Стали популярными среди покупателей женские аксессуары – браслеты, кулоны, броши, серьги. Они имеют незамысловатую форму, изготавливаются из абрикосового и кизилового дерева с мельхиоровой, медной, серебряной насечкой.

Сравнительно новым видом изделий стали декоративные сервизы для напитков, кувшины для воды удивительно гармоничных форм на подносах, бокалы, изготовленные в едином орнаментальном стиле, а также настенные панно, поставцы, массажные щетки, расчески, супницы, тарелки с изображением сказочных птиц, веточек красиво переплетенных растений. Появились рифленные поверхности, которые очень эффектно смотрятся в сочетании с отливающей серебром насечкой.

В настоящее время деятельность народного художественного промысла характеризуется активным творческим поиском мастеров, среди которых заметная роль принадлежит молодежи. Молодая смена творчески проявивших себя мастеров-художников использует традиционные композиции, обогащая их новыми, наиболее выразительными тенденциями в орнаментальном искусстве.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

42
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...