X
09:12 19.09.2018

Наивный мир дагестанского Пиросмани

Персональная выставка «Наив­ный мир Анвара Саидова», подготовленная к 80-летию со дня рождения дагестанского художника, открылась в Музее истории города Махачкалы. В экспозицию вошли произведения автора из собраний дагестанских музеев, частных коллекций, а также часть произведений, бережно сохраненных семьёй автора.

Анвара Саидова часто называют дагестанским Пиросмани. Как и грузинский художник-самоучка, Анвар Саидов так же рано осиротел и так же, не получив специального профессионального художественного образования, начал писать свои картины, став вскоре известным как самобытный и талантливый автор, творящий в стиле наивного искусства.

Анвар Саидов несколько десятилетий работал на промышленных предприятиях Дагестана. Природный талант многие годы не видел выхода. Однако судьбе было угодно, чтобы в истории дагестанского изобразительного искусства появился талантливый художник-примитивист, и в 32 года Анвар Саидов при участии друзей – профессионалов живописи и скульптуры начал писать свои произведения.

Спустя 10 лет с начала творческой самореализации картины Анвара Саидова стали замечать, художника приглашают участвовать в выставках. Вначале это был просто вернисаж в клубе завода, а вскоре его картины будут украшать выставки в Союзе художников Дагестана, в Музее изобразительных искусств республики. Работы мастера начнут приобретать дагестанские музеи и музеи Центральной России. Начнут интересоваться картинами Саидова и частные коллекционеры.

Такое признание не могло не воодушевить художника. И он творил, запечатлевая все, что радовало его сердце, – любимый город, друзей, родных, красоту окружавшей природы.

Сегодня Анвара Саидова, увы, уже нет в этом мире. Но его, такого доброго и искренне преданного своему дару художника, с теплотой вспоминают его родные, друзья, коллеги по цеху, искусствоведы, поклонники его творчества. Выставка к юбилею художника в Музее истории города Махачкалы – тому подтверждение.

Директор музея Зарема Дадаева, открывая выставку, рассказала о творческом пути художника, отметив, что его произведения хранятся в крупнейших музеях России: Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Москва), Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва), Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Владимир), других крупных музейных пространствах.

— Анвар Саидов – замечательный дагестанский художник. В этом году ему исполнилось бы 80 лет. Его уже нет с нами, но его прекрасный наивный мир живет до сих пор, радует и восхищает людей, – говорила Зарема Дадаева.

Искусствовед Татьяна Петенина рассказала о творческой уникальности художника, раскрыла интересные факты биографии Саидова.

— Впервые познакомилась с творчеством этого замечательного самобытного художника в 1985 году на одной из коллективных выставок. Не знаю почему, но его картины сразу меня зацепили. С точки зрения профессионального искусства, конечно, в них много можно было найти ошибок, но та доброта и простота, с которой они были написаны, делали их настолько близкими и понятными, что к ним невольно тянулся взор. Позже, когда уже познакомилась с художником, я поняла, что делает его работы такими неповторимыми и узнаваемыми. Как и все наивные художники, он в каком-то смысле писал, как ребенок, где-то нарушая пропорции, законы перспективы, совершая ошибки с точки зрения профессионального искусства.

Но при этом мы видим через его произведения, что этот наивный художник обладал счастливым даром бесхитростно любить этот мир и не уставал воспевать его, оставаясь всегда искренним и простодушным. Однажды Анвар пришел ко мне и говорит: «Еще немного, и я буду работать как профессиональный художник». Я тогда ему сказала: «Ни в коем случае, Анвар. Вы потеряете что-то свое индивидуальное, свою уникальность. У вас есть то, чего нет у других мастеров живописи, то, чему невозможно нигде научиться, поэтому вас и ценят. Не теряйте данную природой индивидуальность, гоняясь за профессионализмом». Я рада, что Анвар прислушался к моему совету и сохранил свой искренний дар, – отметила Татьяна Петенина.

На открытии вернисажа своими воспоминаниями поделились родные художника – жена Надежда, сыновья и внуки. Много теплых слов прозвучало из уст коллег, известных искусствоведов, руководителей дагестанских музеев. Для всех Анвар Саидов остался в памяти добрым, открытым миру и искренне преданным своему дару.

В завершение директор Музея истории города Махачкалы рассказала гостям вернисажа, что сегодня специалисты музея ведут оцифровку произведений Анвара Саидова. По результатам работы будет создан архив художника, который будет направлен в музеи наивного искусства страны.

— Таким образом при подготовке тематических выставок или любых других вернисажей художников-примитивистов эти музеи будут знать, что есть такой дагестанский художник Анвар Саидов, творивший в направлении наивной живописи, и его картины могут быть использованы при подготовке выставочных проектов. Так и популяризируется имя художника, – отметила Зарема Дадаева.

Что ж, будем надеяться, что наивный дар Анвара Саидова, сохранившийся в его картинах, будет замечен в музеях наивного искусства нашей страны и в будущем мы еще не раз услышим о выставках, в которых произведения дагестанского Пиросмани займут достойное место.

Статьи из «Выставки»

Вернисаж под дагестанским небом

9
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

11
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

51
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

85
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

50
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

38
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

67
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

111
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...