Купить PDF-версию
05:53 | 23 сентября, Вт
X
09:12 19.09.2018

Наивный мир дагестанского Пиросмани

Персональная выставка «Наив­ный мир Анвара Саидова», подготовленная к 80-летию со дня рождения дагестанского художника, открылась в Музее истории города Махачкалы. В экспозицию вошли произведения автора из собраний дагестанских музеев, частных коллекций, а также часть произведений, бережно сохраненных семьёй автора.

Анвара Саидова часто называют дагестанским Пиросмани. Как и грузинский художник-самоучка, Анвар Саидов так же рано осиротел и так же, не получив специального профессионального художественного образования, начал писать свои картины, став вскоре известным как самобытный и талантливый автор, творящий в стиле наивного искусства.

Анвар Саидов несколько десятилетий работал на промышленных предприятиях Дагестана. Природный талант многие годы не видел выхода. Однако судьбе было угодно, чтобы в истории дагестанского изобразительного искусства появился талантливый художник-примитивист, и в 32 года Анвар Саидов при участии друзей – профессионалов живописи и скульптуры начал писать свои произведения.

Спустя 10 лет с начала творческой самореализации картины Анвара Саидова стали замечать, художника приглашают участвовать в выставках. Вначале это был просто вернисаж в клубе завода, а вскоре его картины будут украшать выставки в Союзе художников Дагестана, в Музее изобразительных искусств республики. Работы мастера начнут приобретать дагестанские музеи и музеи Центральной России. Начнут интересоваться картинами Саидова и частные коллекционеры.

Такое признание не могло не воодушевить художника. И он творил, запечатлевая все, что радовало его сердце, – любимый город, друзей, родных, красоту окружавшей природы.

Сегодня Анвара Саидова, увы, уже нет в этом мире. Но его, такого доброго и искренне преданного своему дару художника, с теплотой вспоминают его родные, друзья, коллеги по цеху, искусствоведы, поклонники его творчества. Выставка к юбилею художника в Музее истории города Махачкалы – тому подтверждение.

Директор музея Зарема Дадаева, открывая выставку, рассказала о творческом пути художника, отметив, что его произведения хранятся в крупнейших музеях России: Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Москва), Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва), Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Владимир), других крупных музейных пространствах.

— Анвар Саидов – замечательный дагестанский художник. В этом году ему исполнилось бы 80 лет. Его уже нет с нами, но его прекрасный наивный мир живет до сих пор, радует и восхищает людей, – говорила Зарема Дадаева.

Искусствовед Татьяна Петенина рассказала о творческой уникальности художника, раскрыла интересные факты биографии Саидова.

— Впервые познакомилась с творчеством этого замечательного самобытного художника в 1985 году на одной из коллективных выставок. Не знаю почему, но его картины сразу меня зацепили. С точки зрения профессионального искусства, конечно, в них много можно было найти ошибок, но та доброта и простота, с которой они были написаны, делали их настолько близкими и понятными, что к ним невольно тянулся взор. Позже, когда уже познакомилась с художником, я поняла, что делает его работы такими неповторимыми и узнаваемыми. Как и все наивные художники, он в каком-то смысле писал, как ребенок, где-то нарушая пропорции, законы перспективы, совершая ошибки с точки зрения профессионального искусства.

Но при этом мы видим через его произведения, что этот наивный художник обладал счастливым даром бесхитростно любить этот мир и не уставал воспевать его, оставаясь всегда искренним и простодушным. Однажды Анвар пришел ко мне и говорит: «Еще немного, и я буду работать как профессиональный художник». Я тогда ему сказала: «Ни в коем случае, Анвар. Вы потеряете что-то свое индивидуальное, свою уникальность. У вас есть то, чего нет у других мастеров живописи, то, чему невозможно нигде научиться, поэтому вас и ценят. Не теряйте данную природой индивидуальность, гоняясь за профессионализмом». Я рада, что Анвар прислушался к моему совету и сохранил свой искренний дар, – отметила Татьяна Петенина.

На открытии вернисажа своими воспоминаниями поделились родные художника – жена Надежда, сыновья и внуки. Много теплых слов прозвучало из уст коллег, известных искусствоведов, руководителей дагестанских музеев. Для всех Анвар Саидов остался в памяти добрым, открытым миру и искренне преданным своему дару.

В завершение директор Музея истории города Махачкалы рассказала гостям вернисажа, что сегодня специалисты музея ведут оцифровку произведений Анвара Саидова. По результатам работы будет создан архив художника, который будет направлен в музеи наивного искусства страны.

— Таким образом при подготовке тематических выставок или любых других вернисажей художников-примитивистов эти музеи будут знать, что есть такой дагестанский художник Анвар Саидов, творивший в направлении наивной живописи, и его картины могут быть использованы при подготовке выставочных проектов. Так и популяризируется имя художника, – отметила Зарема Дадаева.

Что ж, будем надеяться, что наивный дар Анвара Саидова, сохранившийся в его картинах, будет замечен в музеях наивного искусства нашей страны и в будущем мы еще не раз услышим о выставках, в которых произведения дагестанского Пиросмани займут достойное место.

Статьи из «Выставки»

Кукольная история от Жанны Меджидовой

5
Взгляд выхватывает ироничную улыбку «великого...

Феномен Айсакадиева

13
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Какого цвета Дагестан?

77
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

14
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

15
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

56
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

96
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

52
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

40
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

24
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...