X
09:12 19.09.2018

Наивный мир дагестанского Пиросмани

Персональная выставка «Наив­ный мир Анвара Саидова», подготовленная к 80-летию со дня рождения дагестанского художника, открылась в Музее истории города Махачкалы. В экспозицию вошли произведения автора из собраний дагестанских музеев, частных коллекций, а также часть произведений, бережно сохраненных семьёй автора.

Анвара Саидова часто называют дагестанским Пиросмани. Как и грузинский художник-самоучка, Анвар Саидов так же рано осиротел и так же, не получив специального профессионального художественного образования, начал писать свои картины, став вскоре известным как самобытный и талантливый автор, творящий в стиле наивного искусства.

Анвар Саидов несколько десятилетий работал на промышленных предприятиях Дагестана. Природный талант многие годы не видел выхода. Однако судьбе было угодно, чтобы в истории дагестанского изобразительного искусства появился талантливый художник-примитивист, и в 32 года Анвар Саидов при участии друзей – профессионалов живописи и скульптуры начал писать свои произведения.

Спустя 10 лет с начала творческой самореализации картины Анвара Саидова стали замечать, художника приглашают участвовать в выставках. Вначале это был просто вернисаж в клубе завода, а вскоре его картины будут украшать выставки в Союзе художников Дагестана, в Музее изобразительных искусств республики. Работы мастера начнут приобретать дагестанские музеи и музеи Центральной России. Начнут интересоваться картинами Саидова и частные коллекционеры.

Такое признание не могло не воодушевить художника. И он творил, запечатлевая все, что радовало его сердце, – любимый город, друзей, родных, красоту окружавшей природы.

Сегодня Анвара Саидова, увы, уже нет в этом мире. Но его, такого доброго и искренне преданного своему дару художника, с теплотой вспоминают его родные, друзья, коллеги по цеху, искусствоведы, поклонники его творчества. Выставка к юбилею художника в Музее истории города Махачкалы – тому подтверждение.

Директор музея Зарема Дадаева, открывая выставку, рассказала о творческом пути художника, отметив, что его произведения хранятся в крупнейших музеях России: Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Москва), Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва), Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Владимир), других крупных музейных пространствах.

— Анвар Саидов – замечательный дагестанский художник. В этом году ему исполнилось бы 80 лет. Его уже нет с нами, но его прекрасный наивный мир живет до сих пор, радует и восхищает людей, – говорила Зарема Дадаева.

Искусствовед Татьяна Петенина рассказала о творческой уникальности художника, раскрыла интересные факты биографии Саидова.

— Впервые познакомилась с творчеством этого замечательного самобытного художника в 1985 году на одной из коллективных выставок. Не знаю почему, но его картины сразу меня зацепили. С точки зрения профессионального искусства, конечно, в них много можно было найти ошибок, но та доброта и простота, с которой они были написаны, делали их настолько близкими и понятными, что к ним невольно тянулся взор. Позже, когда уже познакомилась с художником, я поняла, что делает его работы такими неповторимыми и узнаваемыми. Как и все наивные художники, он в каком-то смысле писал, как ребенок, где-то нарушая пропорции, законы перспективы, совершая ошибки с точки зрения профессионального искусства.

Но при этом мы видим через его произведения, что этот наивный художник обладал счастливым даром бесхитростно любить этот мир и не уставал воспевать его, оставаясь всегда искренним и простодушным. Однажды Анвар пришел ко мне и говорит: «Еще немного, и я буду работать как профессиональный художник». Я тогда ему сказала: «Ни в коем случае, Анвар. Вы потеряете что-то свое индивидуальное, свою уникальность. У вас есть то, чего нет у других мастеров живописи, то, чему невозможно нигде научиться, поэтому вас и ценят. Не теряйте данную природой индивидуальность, гоняясь за профессионализмом». Я рада, что Анвар прислушался к моему совету и сохранил свой искренний дар, – отметила Татьяна Петенина.

На открытии вернисажа своими воспоминаниями поделились родные художника – жена Надежда, сыновья и внуки. Много теплых слов прозвучало из уст коллег, известных искусствоведов, руководителей дагестанских музеев. Для всех Анвар Саидов остался в памяти добрым, открытым миру и искренне преданным своему дару.

В завершение директор Музея истории города Махачкалы рассказала гостям вернисажа, что сегодня специалисты музея ведут оцифровку произведений Анвара Саидова. По результатам работы будет создан архив художника, который будет направлен в музеи наивного искусства страны.

— Таким образом при подготовке тематических выставок или любых других вернисажей художников-примитивистов эти музеи будут знать, что есть такой дагестанский художник Анвар Саидов, творивший в направлении наивной живописи, и его картины могут быть использованы при подготовке выставочных проектов. Так и популяризируется имя художника, – отметила Зарема Дадаева.

Что ж, будем надеяться, что наивный дар Анвара Саидова, сохранившийся в его картинах, будет замечен в музеях наивного искусства нашей страны и в будущем мы еще не раз услышим о выставках, в которых произведения дагестанского Пиросмани займут достойное место.

Статьи из «Выставки»

Выставки, которые стоит посетить

31
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

106
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

42
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

27
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

87
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

35
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

23
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

24
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Реалистичность фантазии художника

28
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....