Напоминание о главном, вечном
«Не укради», «Не желай ничего, что у ближнего твоего», «Уважай и почитай родителей», «Не убий» – одни из главных заповедей, объединяющих религии, напоминающие о долге человека в мире, ответственности перед собой и людьми. Известные художники с помощью изобразительных средств обратились к волнующей теме.
В Национальном музее Дагестана проходит выставка Музея истории мировых культур и религий Дербента «Десять строк. Автор всем известен». Выставка как раз напоминает зрителям о главных заповедях. Духовные постулаты, переданные художниками в красках, воспринимаются по-особенному, заставляют задуматься и вспомнить…
– Это проект о вечном. Речь идет о заповедях исламских, христианских и иудейских, – рассказывает куратор проекта, заместитель генерального директора Национального музея Джамиля Дагирова. – Проект был задуман давно. Идея принадлежит заведующему выставочным отделом Музея истории мировых культур и религий Андронику Мурадову. Формировался проект нелегко, искали пути выражения того, как рассказать о заповедях современному поколению, чтобы они имели воздействие на молодежь и были приняты. По замыслу мы выбрали трех современных авторов и предложили им по одной теме – исламские, иудейские и христианские заповеди. Поскольку авторство этих строк, согласно священным писаниям, одно, то по своему содержанию и количеству они во многом совпадают. Их десять.
– Ранее проект уже был представлен в Казани и Владикавказе. Для нас действительно важно донести эти заповеди до молодежи на понятном им языке искусства. А главный смысл каждой заповеди в избегании греха. Великие мастера пера и кисти посвящали этой теме свои шедевры. Они вдохновляли и воспитывали в прошлом, но их произведения будут актуальными всегда. И каждое новое поколение, вновь сталкиваясь с вопросами морали, проблемой выбора, по-своему пытается найти ответ в заповедях, – рассказывает руководитель проекта, директор Дербентского музея Диана Гасанова.
Дагестан – это не только край уникальных традиций, обычаев, но и многоконфессиональная территория. В древнем Дербенте испокон веков живут представители трех религий, и здесь понимаешь, что Бог един, как едино и цельно всё сотворенное им. Этот постулат и лег в основу миссии Музея мировых культур и религий, демонстрируя закон единства и многообразия в своих многочисленных проектах: «Открытые храмы», «Сакральный атрибут», «Нить времен» и множестве других. Вот и в новом проекте музей продолжает миссию просвещения и миролюбия.
Выставка трех современных российских и зарубежных художников открывает страницы вечного. Как рассказывают кураторы проекта, в течение года художники погружались в тему, размышляли, искали образы, создавали произведения. Так, были созданы три серии работ по десять листов, выполненные в графике (бумага, тушь, пастель, карандаш).
Дагестан – это не только край уникальных традиций, обычаев, но и многоконфессиональная территория. В древнем Дербенте испокон веков живут представители трёх религий, и здесь понимаешь, что Бог един, как едино и цельно всё сотворенное им
Известному израильскому художнику Максу Эпштейну принадлежит серия работ «Красные коровы». Смысл заповедей, среди которых «Не произноси ложного свидетельства», «Чти отца твоего и мать твою», «Не прелюбодействуй», художник передает через Красных коров – жертвенных животных иудейского храма. И как сказано в описании к выставке: «Положение жертвы принимается или отвергается самими животными. Люди, присутствующие в композициях, существуют почти в параллельном мире. Они почти абстрактны, как каллиграфический текст самого языка иврит. Текст Торы и заповедей архаичный. Он лаконичный, даже брутальный и поэтому нуждается в комментариях. Присутствие людей в происходящем с Красными коровами и является своего рода комментарием…».
По задумке другого известного художника родом из Дагестана, мастера боевых искусств, каллиграфии Джамала Ажигирея, на передний план выходят руки. Именно они рассказывают о деяниях и людских пороках, напоминают о дозволенном и греховном. Руки в картинах – выразительный элемент и, безусловно, символический образ. И этот символизм проявляется и в религии, и в искусстве.
Третью серию работ представила художник, дизайнер, педагог из Майкопа Татьяна Ваганова. И как рассказывают кураторы, «ее творчество отличается мощным и весьма выразительным языком использования метафор, рассуждений, откровений. Глубоко думающий автор, она создала серию для проекта, используя самые простые материалы – бумагу и карандаш, как отсылку к тому, что всё в мире должно быть просто и честно. А образ репейника как кара, укол, удар за несоблюдение заповедей и предупреждение одновременно. Работы Вагановой очень условны, но одновременно считываются и угадываются в каждом листе конкретной заповедью».
Выставка «Десять заповедей. Автор всем известен» – как диалог с Богом, напоминание о главном, вечном, о сохранении в себе человека.