X

Народ особой закалки

Оно, прошлое, не уходит бесследно, оно прочно держит в плену, не выпуская из виду, следуя за тем новым, что приходит ему на смену, что разворачивает время в нечто иное, диктуя законы, меняющие мир, людей. Оно превращает землю, населенную другими поколениями, в иначе мыслящих, существующих в других этнографических, социальных, культурных символах. Но в них течёт кровь предков, передавших вместе с молоком матери то неизменное, что держит на земле, что сильнее чувств, сильнее того, что влечет разнообразием, в котором так много преимуществ, но нет ничего сильнее зова земли, на которой родился…

Ахвах… Для руководителя проекта «Карата. Из прошлого в будущее» Алигазиява Алигазиева, его земля – история, которой, как бесконечному историческому повествованию, нет конца. Но это не сказания, легенды и предания, хотя куда же без них, но прежде всего серьезные научно-исторические исследования, отражающие исторические этапы, тему Кавказской войны, современные реалии, детально прописанные в историко-краеведческих очерках. Самое же главное, что лежит в основе фундаментального труда, – люди, основной источник любого научного исследования.

Так чем же может быть интересен для читателя авторский коллектив? Прежде всего тем, что ярко, образно раскрывает мир горцев в переломные исторические эпохи, высвечивающие наиболее значимые страницы из жизни народа с особой исторической судьбой, в переплетениях жестоких времен, наполненных кровавыми событиями, в которых существовали этносы. Может, и непримиримые, но оставшиеся в памяти потомков как отличавшиеся особой верностью родному очагу, родной земле, любимой, проявлять чувства к которой на виду считалось зазорным, но от этого не казавшиеся менее страстными, глубокими, сильными, как время, в котором им суждено было прожить.

Судьба заставила каратинцев пережить многое. Но эти тяжелые испытания и сформировали общность выкованных из металла особой закалки необыкновенных воинов, земледельцев, алимов, о которых слагались легенды. Наибы Шамиля, герои революции… И все это о тех, чьи потомки, носители традиций и устоев предков, дают новые всходы генеалогического древа земли обетованной. Прикасаясь к страницам истории, отраженным в прекрасно иллюстрированной книге, богатой фактическим материалом, ощущаешь удивительную энергетику, что несет в себе визуальную, рукотворную взаимосвязь между горцами, трудно отличимыми от пращуров. Да, может, одеты они иначе, но чем пристальнее вглядываешься в их лица, тем приближеннее образы прошлого. Они оживают, становятся понятнее, характеризуя ход эпох, предназначение исторических персонажей, выполнявших свою – определенную – роль, требующую поступков, мужества, характера.

В разные исторические периоды зов предков, самоотверженность, любовь к родине отличали каратинцев – смелых воинов, интернационалистов

Каждая из семи глав книги – отдельная страница в историческом разрезе смутных времен. Раскрывая глубину научно-исторического исследования, историко-краеведческих очерков, ученые и писатели, повествуя о каратинских наибах и знаменосцах, приоткрывают завесу того особого устройства шамилёвского имамата, института наибства, ставшего его предтечей на каратинской земле. Исторические персонажи, ставшие не просто очевидцами, но непосредственными участниками процесса создания наибства, получившего дальнейшее развитие в первые пять лет имаматства Шамиля, словно вырезанные образы необыкновенно стойких узденей: «К началу битвы за Ахульго Шамиль основное внимание уделял внутреннему переустройству имамата, сплочению разрозненных горских обществ на подвластной ему территории, утверждению шариата, создавая по целесообразности новые наибства, назначая наибов, кадиев, старшин в крупных аулах… Так на основе исторически сложившихся крупных сельских общин-джамаатов были созданы 33 наибства, ставшие основным административно-территориальным звеном управления госвласти на местах». Таким образом к середине 40-х ХIХ века на территории Дагестана и Чечни была создана единая и универсальная правовая система, основанная на шариате, с учетом сложившихся веками норм адатного права, что позволило объединить народы Дагестана в единое целое. Галбац-Дибир, Газияв из Карата, Халид-Апанди, Турач-Наиб, Хаджияв из Карата, другие сподвижники имама сыграли огромную роль в движении Шамиля, проявляя чудеса храбрости, военный талант, верность и преданность уже плененному Шамилю.

А освещение в фундаментальном труде малоизвестных фактов участия каратинцев в русско-японской, Первой мировой, Гражданской войнах характеризует воинов необыкновенной смелости, граничащей с безрассудством, вызывающей восхищение в армейских кругах. Уже во времена февральской буржуазно-демократической революции комиссары временного правительства из Караты в самое неспокойное время заняли твердую позицию на стороне большевиков, сделав свой исторический выбор. В труде затронуты и такие важные темы, как коллективизация, репрессии. Это важный элемент повествования о той стороне, которая ранее не освещалась.

Героический народ, оставаясь мудрым и мужественным, не посрамил чести предков. Выходцы из Караты, участвуя в Великой Отечественной войне, отличались героизмом, мужеством, защищали Родину ценой собственной жизни. В послевоенное время каратинцы вывели район в число передовых, активно возрождалось сельское хозяйство, росло количество социальных объектов. И в мирное время новейшей истории, держа порох сухим, они готовы были защитить устои российской государственности, оказавшись участниками современных локальных войн, с честью несли службу, демонстрируя героизм, горскую сметку. Находясь в афганском разломе, в жарком 99-м, они, не погрешив перед собственной совестью, отразили вместе с российской армией и всеми дагестанцами нападение международных террористов.

В разные исторические периоды зов предков, самоотверженность, любовь к родине отличали каратинцев – смелых воинов, патриотов, интернационалистов. Многовековая история народа сформировала особое духовное, культурное многообразие. «Представители каратинцев составляют давно сложившийся самостоятельный этнос со всеми присущими этническим общностям компонентами, главными из которых являются отдельный язык, специфический комплекс обычаев, обрядов, уклад жизни. Именно это и придает особую прелесть и колорит уникальной культуре каратинского народа, обладающего только им присущим уникальным фольклором и декоративно-прикладным искусством».

И уже современники древнего народа чтут и сохраняют традиционное разнообразие обычаев, традиций, устоев, являясь носителями древних культур, воспроизводя искусство древних мастеров, его богатейшего фольклора, восходящего к эпохе зороастризма. Художники и скульпторы, мастера-прикладники и зодчие, певцы и поэты, писатели и мастера устного народного творчества, они являются хранителями и носителями искусства своего народа, словно по цепочке передавая его будущим поколениям.

В отдельную главу в книге выделен социально-экономичес­кий уклад каратинцев. Основными видами хозяйствования во все времена, как и сейчас, остаются земледелие, скотоводство, домашние промыслы и ремесла. В древние времена они занимались отходничеством. А уже в истории современного села наряду с традиционными развивались и современные методы хозяйствования.

Огромную роль в истории каратинцев сыграли русские учителя, память о которых они сохраняют и по сей день. Особое место среди каратинцев занимают научная элита, знаменитые спортсмены, одерживающие победы в самых престижных всероссийских, зарубежных турнирах. Что немаловажно, за каждым из каратинцев, знаменитым и не очень, в повествовании книги прослеживается судьба народа. И бережно составленная портретная иллюстрация – лучшее тому доказательство, демонстрирующее связь времен и поколений.

Статьи из «Книжная полка»

Не просто город

52
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Дилемма века

15
Обращаясь к историческому прошлому, к объективной правде документальных источников,...

Награда – показатель успеха

12
В год юбилея Расула Гамзатова в большом количестве вышли в свет новые книги жемчужины...

Просветитель исламской культуры

260
В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова прошла...

Благой нрав и чистое сердце

24
Посвятив шесть лет глубокому изучению истории Дагестана, доцент кафедры гуманитарных...

Стихи не могут умереть

61
В эти майские дни наша республика широко отмечает 155-летие одного из выдающихся дагестанских...

Книга о долге и чести

14
В Музее боевой славы им. В. Макаровой в рамках масштабной всероссийской акции «Ночь музеев»...

Герои моего времени

59
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...