Народный костюм – её вдохновение


История одежды, как и история человечества, началась, когда человек впервые осознал стыд за наготу своего тела. С тех пор одежда эволюционировала – от набедренной повязки до её нынешнего состояния. Сегодняшний костюм может быть произведением искусства, и есть целое направление художников-модельеров, которые это искусство внедряют. Одна из таких художников-дизайнеров – Вера Агошкина.
Дизайн одежды стал её любимым делом. Она поступила на художественно-графический факультет Дагпедуниверситета и окончила его в 1985 году. С этого времени и начала создавать свои модели и вырабатывала индивидуальный почерк, тяготевший к этностилю, очень востребованный во всем мире.
Многие именитые художники-дизайнеры черпают идеи в традициях африканских, индийских и других народов. Дагестан с его богатым этническим составом стал бы кладезем для всех дизайнеров мира. В. Агошкина поняла это давно, творит в такой стилистике много лет и достигла определённых высот. Мастерство её стало известно в Москве, С.-Петербурге, Германии, Париже, на Кипре. Её коллекции покоряли таких взыскательных профессионалов, как В. Зайцев и М. Эсмонт. Многие знатоки и любители дизайнерского творчества с восхищением отзывались о её творениях. И надо сказать, что это достойная оценка моделей В. Агошкиной. Обладая прекрасным чувством стиля, она сумела объединить вековые традиции национального костюма народов Дагестана и современность. Каждый элемент узора, крой, линии, цвет, говоря попросту, фасон, подобраны так, чтобы в одежде воплощались судьба и история народа.
Сегодня, став хорошим специалистом в своей области, она неустанно повторяет, что достигла всего благодаря преподавателю-искусствоведу Райханат Микаиловой: «Это была удивительная женщина, настоящий знаток своего дела. Она научила меня главному – делать все без фальши, не пренебрегать мелочами и любить своё дело всей душой. Нелегко, конечно, было учиться у столь требовательного человека, но сегодня я понимаю, как важны её уроки. Она действительно многое дала своим ученикам. Я горжусь, что училась у такого мастера», — говорит Вера Михайловна.
Усвоив уроки Р. Микаиловой, она и сегодня, будучи преподавателем на родном факультете, стремится также научить студентов делать всё без фальши.
Этнические мотивы в создании костюмов для них стали неотъемлемой частью работы. Глядя на коллекции её учениц, понимаешь, что удалось главное — научить своих подопечных видеть в родной культуре источник вдохновения. Она говорит: «Иногда приходит студентка и изъявляет желание сделать, например, индийский костюм. На это я всегда говорю, что не надо смотреть за моря, чтобы создавать уникальное, достаточно с интересом и любовью оглянуться по сторонам, и вам откроется такое богатство идей, которому многие дизайнеры мира могут только завидовать».
Благодаря этому дельному совету её ученицы начали постигать тайны создания национальной одежды своих предков, выезжать в родные сёла и собирать материал для дипломных и зачётных работ, важной частью которых является воплощение собранных знаний в костюм. Наша современная одежда с применением традиционных дагестанских орнаментов, кроя и других элементов может приобрести совершенно новое, очень элегантное и стильное звучание.
Однако, несмотря на талант, выпускницы В. Агошкиной за стенами вуза в пределах республики не могут развивать свое творчество. В Дагестане сегодня нет модной индустрии, соответствующих промышленных предприятий, вседагестанского подиума, профессионально обученных моделей, оборудования, но самое главное — финансирования. Поэтому талантливые студенты либо остаются в республике и открывают обычное пошивочное ателье, либо уезжают в другие города России и даже за рубеж, где появляется больше перспектив. Вера Михайловна переживает по поводу такого положения дел, но в то же время очень гордится, что её ученицы сумели достичь профессиональных высот в Москве, в Волгограде, в Германии и так далее.
«Традиционные костюмы в республике практически не продаются. Нет ни одного специализированного магазина. Например, в Грузии, Армении, Казахстане, Татарстане и других регионах, каждый при желании может пойти и купить себе национальный костюм в магазине. У нас же его можно только заказать, причём не факт, что его сделают качественно. А ведь настоящий дагестанский костюм любого нашего народа так красив, в нём столько осмысленности, элегантности, стати, столько социальной информации, что можно только восхищаться. Нет и должной популяризации национального костюма. Президент Рамазан Абдулатипов стремится ввести его в массы. Но, на мой взгляд, надо прежде всего, чтобы люди полюбили свою культуру, изучали и знали истоки, не относились к национальному костюму как к чему-то архаичному, а видели бы его уникальность и гордились им. Тогда и будут носить его с удовольствием, хотя бы на праздники», — делится своими мыслями Вера Михайловна.
Важная тема, которой мы коснулись, – это возрастающее явление – дагестанка в хиджабе. «Я в стремлении покрывать голову не вижу ничего плохого. Это всегда было в культуре дагестанских народов, но не считаю, что хиджаб – это равноценная замена нашим традиционным способам прятать волосы. У нас есть свои манеры, свои головные уборы, причём очень красивые. Но, к сожалению, на деле нет массовой продажи ни чохто, ни каких-либо других головных уборов».
Подводя итог этой беседе, Вера Михайловна выразила надежду, что со временем модная индустрия в Дагестане получит развитие, и талантливые студенты смогут воплощать свои идеи в жизнь, не покидая родной земли, а созданные ими модели будут популярны среди дагестанцев.
Статьи из «Культура»
Петр I и Дагестан

Вода – это жизнь

Художник города

Тайна чести и таланта

Театр – это навсегда

Одежда для мечты

Ловить момент – это искусство

Жизнь, прерванная на взлёте
