Народный театр в главной роли
в Дагестане завершился I Международный фестиваль народных любительских театров прикаспийских стран и регионов России «Театр традиций». Уникальный проект, проводимый в рамках нацпроекта «Культура» и собравший талантливые народные театральные коллективы из разных концов страны, зарубежья и муниципальных образований республики, показал, сколь неразрывна связь человека с древним искусством – искусством театра.
Фестиваль был организован при поддержке Главы РД, Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова в рамках Года театра в Российской Федерации под эгидой ЮНЕСКО.
Народные театры – это любительские театральные коллективы, ставящие постановки как по известным, так и по обрядовым праздникам, фольклорным рассказам, сохраняя тем самым традиции и культуру народа, его уникальность.
В фестивальные дни на различных площадках в столице республики, в других городах и районах для ценителей искусства выступали творческие коллективы из Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Ставропольского края, Астраханской, Ростовской, Саратовской, Ярославской областей и Москвы. Также свою традиционную культуру представили артисты из Азербайджана и Ирана. Не остались в стороне и любительские театры Страны гор. Каждый творческий коллектив спешил порадовать гостей фестивальных показов своими лучшими постановками.
Так, театр фольклорного танца из Северной Осетии привез несколько хореографических постановок. На первый взгляд многое в них кажется шуточным и веселым. Но оказывается, предки кавказских народов танцевали не просто ради забавы, а вкладывали в каждое движение особый смысл. Это своеобразное послание земле, солнцу, небу.
О сакральном смысле хореографии осетинского народа руководитель театра фольклорного танца «Артхурон» Георгий Бестаев может говорить долго. Вместе со своим коллективом и в сотрудничестве с ведущими этнографами Кавказа молодой артист воссоздает забытые традиции предков. Коллектив активно участвует в северокавказских, всероссийских и международных конкурсах, завоевывая престижные награды. Дагестанский зритель увидел ряд хореографических постановок, в которых воплотились древние традиции аланов.
А вот творческий коллектив из Калмыкии поведал дагестанцам о древнем и загадочном ритуале своего народа – обряде продления жизни Насн уттулх, который проводится в преддверии праздника Зул – калмыцкого Нового года. В ходе ритуала люди проводят традиционные обряды, посвященные богиням Белая Тара и Ушнишавиджая, а также Будде Амитаюсу.
Народный театр им. М. Чаринова из Новолакского района представил театрализованную постановку обряда праздника «Первой борозды», который весной отмечают многие народы Дагестана. В полнолуние жители лакских сел направляются в поле. Время выбрано для того, чтобы зерно будущего урожая было полным. Зажигаются костры, готовится ритуальная пища.
Светлана Асафьева, руководитель театра «Левый берег» (г. Тутаев, Ярославская область), привезла к нам спектакль, показывающий, как в России в 1918 году появились первые народные театры. По сюжету солдат возвращается с фронта и, обращая внимание на разные таланты своих земляков, придумывает театр, репетирует пьесу, и они вместе выступают перед своими сельчанами. «Весь спектакль построен на русских народных песнях, танцах с использованием стилизованных костюмов того времени, девушки с большими косами. С помощью такого образа мы отправляем зрителя на сто лет назад», – подчеркнула она.
Порадовали дагестанцев в дни фестиваля также коллективы из Ирана, Азербайджана и Казахстана. Так, в один из дней, посетив город Избербаш, ансамбль из Ирана «Дада-Коркуд» исполнил старинные ашугские песни. Возникшее в глубокой древности ашугское искусство и по сей день остается одним из популярных жанров народного творчества в странах Азии, Закавказья и республиках Северного Кавказа. Отличается оно весьма широким содержанием – это и древние эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, и эмоциональные, глубокие разножанровые мугамы. Зрители открыли в этот день для себя новый, неожиданный, доселе неведомый мир причудливых звуков иранских национальных инструментов – балабана, бубна даф, саза, нагара.
Заданную тему продолжил ансамбль ашугов «Ширван» из Азербайджана. Этот коллектив не впервые в Дагестане, он неоднократно становился участником международных фестивалей, проводимых у нас в республике. Никакой фонограммы и компьютерной обработки – только живой звук. Зрители наслаждались музыкой, затаив дыхание, внимательно вслушивались в слова и восхищались мастерством исполнения.
После выхода на сцену этнической группы «Сары Арка» полилась музыка казахских степей – нежная, тихая, которую издавали казахские домбры. Считается, что этот инструмент как никакой другой выражает душу и мысли казахов.
Постановка в стихах «Широкая масленица», показанная любительским театром «Интер» из города Ипатово Ставропольского края, поведала зрителям о русском народном празднике. Традиционный парчевый костюм Маслёны с народной вышивкой, весящий около 15 кг, скоморохи в традиционных одеяниях, русский языковой фольклор со всеми наречиями – всё это переносит зрителя в давние времена.
– Нам очень нравится в вашем крае. Спасибо организаторам этого праздника за прием, гостеприимство, выезды в различные города, районы, создание такой замечательной атмосферы фестиваля и, конечно же, зрителю за внимание и интерес к нашему искусству. Мы будем очень рады приехать сюда и в следующем году, – поделился своими эмоциями режиссер театра Юрий Русинов.
– В Год театра в России нам хотелось уделить особое внимание этому древнему искусству перевоплощения. Такой фестиваль в нашей республике проходил впервые. Множество гостей приехало к нам со своими номерами и постановками. Выражаем большую благодарность всем, кто принял наше приглашение и порадовал дагестанского зрителя выступлениями. Мы надеемся, что география подобных мероприятий в будущем будет только расширяться, а наш форум станет еще одной доброй традицией, – сказала замминистра культуры РД – директор Республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова, подводя итоги фестиваля «Театр традиций».