Купить PDF-версию
02:12 | 19 октября, Вс
X
05:15 22.05.2013

Научиться беречь друг друга

Спектакль «Али с гор» полноправно является классическим спектаклем репертуара Аварского музыкально-драматического театра по одноименной драме З.Алиханова. В свое время он основательно взволновал зрителя. И вот театр снова обратился к этой замечательной пьесе.

Однако, надо сказать, что нынешний спектакль отнюдь не относится к категории «восстановленных» — он совершенно новый. Театр серьезно, по новым творческим принципам осмыслил драматургический текст, внес в него существенные коррективы без ущерба для художественного пласта и идейной формулы. Спектакль фундаментально осовременен.

События драмы имеют прямое отношение к сегодняшней действительности – они остро созвучны нашему лихому постсоциалистическому времени, когда предельный эгоизм беспощадно сотрясает наше общество. Режиссер убрал то, что не нужно сегодня на его взгляд. И не ошибся. Многопластовая прозрачность спектакля дает возможность зрителю погружаться в русло сюжета ровно на ту глубину, на которую ему хватит сил. Х.Абдулгапуров не возводит своих героев в ранг ангелов – не затушевывает присущие им человеческие слабости: он просто показывает их внутреннюю борьбу. Этим и интересна техника актерской игры. Болевой нерв сюжета – это трагедия несбывшейся любви: она великолепно сыграна артистами Ш.Исмаиловым, Мадиной Магомедрасуловой. Публика долго находилась в оцепенении, став свидетелем кровавого итога отношений горячо любящих супругов. Али в ярости убивает жену Заду. А потом, убедившись в своей ошибке, закалывает и себя кинжалом. Это впечатлительный, но печальный пример того, как в две-три бешеные реплики можно вложить целые судьбы людей. Али и Зада настолько узнаваемы, что берет оторопь, когда следишь за ними в этот роковой час. 

Трагедия, казалось, произошла случайно. Однако режиссерская концепция исключает категорию случайности. В спектакле пронзительно звучит вопрос: «почему произошла трагедия?». По Х.Абдулгапурову, виновато общество,  несчастлив человек – несчастливо общество. Али убивает Заду, легко поверив в ядовитые сплетни Шамай (артистка П.Гаджиева) и Исы (заслуженный артист России М.Нурмагомедов). 

Всем своим ходом спектакль мудро повествует о том, что любовь есть не только мир чувств, но и категория нравственной ответственности: любовь без прочной и чистой морали лишена положительного смысла.

Достойную лепту в высокое качество спектакля внесли И.Миронова (художник) и М. Гусейнов (композитор). Они придали спектаклю красочность и звучность.

В спектакле занят весь актерский состав. Зрелищны массовые сцены – они органично вписываются в сюжетное русло. Актеры играют правдиво и в нужном темпе.

Статьи из «Культура»

Традиции – фундамент для инноваций

1
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи встретил...

«Книжные доктора»: герои невидимого фронта

7
Книгочеи знают: в шелесте желтоватых...

Анка-пулеметчица и Дагестан

90
Актриса Варвара Мясникова стала невероятно популярной благодаря одной роли. Конечно же, это...

Гениальный поэт и храбрый офицер

15
Михаил Юрьевич Лермонтов (на снимке) был гениальным...

Дирижер стал почетным горцем

20
В культурной жизни Дагестана произошло значимое и, без...

Светлый мир добра

4
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...

В стране легенд и преданий

11
Журналист, краевед, педагог – это всё о нем, о Булаче Имадутдиновиче Гаджиеве (на снимке)....

Сказка, ожившая на сцене

15
Дагестанские кукольники подарили маленьким зрителям и их родителям особенную премьеру –...

Каждая книга – отдельная история

11
Книжный фестиваль «Тарки-Тау» давно стал культурным...

Уникальное наследие Аскара-Сарыджи

23
Он является создателем памятников Сулейману...

Освещая путь другим

4
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...