X
05:15 22.05.2013

Научиться беречь друг друга

Спектакль «Али с гор» полноправно является классическим спектаклем репертуара Аварского музыкально-драматического театра по одноименной драме З.Алиханова. В свое время он основательно взволновал зрителя. И вот театр снова обратился к этой замечательной пьесе.

Однако, надо сказать, что нынешний спектакль отнюдь не относится к категории «восстановленных» — он совершенно новый. Театр серьезно, по новым творческим принципам осмыслил драматургический текст, внес в него существенные коррективы без ущерба для художественного пласта и идейной формулы. Спектакль фундаментально осовременен.

События драмы имеют прямое отношение к сегодняшней действительности – они остро созвучны нашему лихому постсоциалистическому времени, когда предельный эгоизм беспощадно сотрясает наше общество. Режиссер убрал то, что не нужно сегодня на его взгляд. И не ошибся. Многопластовая прозрачность спектакля дает возможность зрителю погружаться в русло сюжета ровно на ту глубину, на которую ему хватит сил. Х.Абдулгапуров не возводит своих героев в ранг ангелов – не затушевывает присущие им человеческие слабости: он просто показывает их внутреннюю борьбу. Этим и интересна техника актерской игры. Болевой нерв сюжета – это трагедия несбывшейся любви: она великолепно сыграна артистами Ш.Исмаиловым, Мадиной Магомедрасуловой. Публика долго находилась в оцепенении, став свидетелем кровавого итога отношений горячо любящих супругов. Али в ярости убивает жену Заду. А потом, убедившись в своей ошибке, закалывает и себя кинжалом. Это впечатлительный, но печальный пример того, как в две-три бешеные реплики можно вложить целые судьбы людей. Али и Зада настолько узнаваемы, что берет оторопь, когда следишь за ними в этот роковой час. 

Трагедия, казалось, произошла случайно. Однако режиссерская концепция исключает категорию случайности. В спектакле пронзительно звучит вопрос: «почему произошла трагедия?». По Х.Абдулгапурову, виновато общество,  несчастлив человек – несчастливо общество. Али убивает Заду, легко поверив в ядовитые сплетни Шамай (артистка П.Гаджиева) и Исы (заслуженный артист России М.Нурмагомедов). 

Всем своим ходом спектакль мудро повествует о том, что любовь есть не только мир чувств, но и категория нравственной ответственности: любовь без прочной и чистой морали лишена положительного смысла.

Достойную лепту в высокое качество спектакля внесли И.Миронова (художник) и М. Гусейнов (композитор). Они придали спектаклю красочность и звучность.

В спектакле занят весь актерский состав. Зрелищны массовые сцены – они органично вписываются в сюжетное русло. Актеры играют правдиво и в нужном темпе.

Статьи из «Культура»

Дагестан в сердце Москвы

1
В Национальном центре «Россия» (Москва) с 3 сентября царит неповторимая атмосфера Кавказа. В...

Сын Сергея Есенина и писатель Мариенгоф в Дербенте

1
Как мы знаем, у поэта Сергея Есенина...

Тепло и свет родного языка

1
В залах музея – этнографического комплекса «Дагестанский аул» на днях звучало высокое...

Не бояться за наше завтра

1
Около тысячи школьников и студентов стали зрителями масштабного мероприятия...

Поручик с великолепной розой

5
В 1988 году в нашей стране в широкий прокат вышел югославский фильм «Офицер с розой». Эту...

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

46
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

7
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

6
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

24
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

4
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...