Не бояться быть новатором
Художник-оформитель Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова Юлдуз Салимгереева (на снимке вверху) каждую новую постановку рассматривает как творческий эксперимент, как возможность уйти от стереотипов.
О работах Юлдуз я узнала случайно: заведующий художественной частью театра Багаутдин Аджиев в беседе как-то отметил легкость работ этого декоратора. И вот я в театре и уже через час знакомства понимаю, что искусству декорировать она, можно сказать, училась с детства.
В мастерской Юлдуз показала макет декораций к спектаклю «Совесть» Атава Атаева. В оформлении она использовала два цвета — белый и черный, а из декораций – только занавеси и пуфы, которые, меняя цвет и месторасположение, «расскажут» об изменении внутреннего мира героев, о превращении их в добрых, отзывчивых людей. Кто-то может недоумевать: мол, зрителю скучно 2 часа смотреть на одни и те же цвета, но художник оформлением устанавливает определенную планку для актеров, а зрителя приглашает задуматься: «А почему именно так?».
Присоединившийся к нашему разговору актер Байсолтан Осаев вспоминает, как в 50-е годы на сцене сооружались огромные панорамные декорации, на установку которых уходило до 3-х часов, а на смену их во время спектакля – еще полчаса. Спектакль, начавшийся в 7 часов вечера, мог закончиться в полночь. Сегодня на сцене минимум декораций, они несут смысловую нагрузку, помогая донести до зрителя идею спектакля.
Юлдуз — профессиональный художник, с детства сроднившаяся с миром искусства. Из детского сада, вспоминает она, с тетей Гюльзахрой (Г. Алишева — одна из немногих профессиональных бутафоров в республике) шла в театр, где та работала, да и сейчас служит в театре бутафором. Окончив художественное училище им. М. Джемала, затем художественно-графический факультет ДГПУ, Юлдуз училась мастерству, работая в театре с такими известными художниками, как Эдуард Путерброт, Загир Мусаев, Валентина Кандашова, Ибрагимхалил Супьянов.
Юлдуз полна новыми идеями, которые смогла реализовать в спектаклях. Вот идущий сейчас в театре спектакль «Расплата» — постановка о вреде наркотиков.
— Я увидела этот спектакль, как плакат, баннер, предупреждающий об опасности. Поэтому все декорации и построены с использованием баннеров и различных форм, — говорит она. — А для спектакля «Карачач» (на снимке внизу) Атава Атаева взяла на вооружение ткань для парашюта — она красиво колышется. Когда на сцене поднимается одна часть «парашюта», перед зрителем появляется сад, когда другая – дом рыбака, третья – поляна, четвертая — шатер хана.
И качества материала художник часто использует в работе — монтажную сетку, строительный пенопласт. С такими легкими, подвижными декорациями можно отправляться и на гастроли, — считает она.
У Юлдуз есть и другие профессиональные секреты. Она не спешит задействовать на сцене радикальные темные цвета, а вот светлые применяет на разный лад. Но, конечно, все, что делается декоратором, должно быть подспорьем актеру, ведь он на сцене — главный. Важно проникнуться и режиссерской идеей. Только так, в коллективном труде, появляется полноценный спектакль.
В своей профессии Юлдуз Салимгереева уже 25 лет. И, конечно, у нее есть свое представление о театре будущего. Мечтает, например, чтобы для изготовления декораций была использована голограмма. Такие сейчас на вооружении некоторых театров Москвы. Дефицит и среди мастеров по свету. Гюльзахра Алишева вспомнила, как лет 40 назад говорили, что таких декораций, как сейчас, не будет. Возможно, что когда-нибудь и голограмма станет для спектакля естественным делом, как сегодня монтажная сетка или пенопласт. Но сегодня главное для декоратора, для художника – воспринять замысел режиссера, чтобы все усилия: и актерские, и режиссерские, и художественные – работали воедино на творческий уровень спектакля.
Фото из архива театра