Сетевое издание «Дагестанская правда»

23:00 | 04 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Не бояться быть новатором

A- A+

Художник-оформитель Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова Юлдуз Салимгереева (на снимке вверху) каждую новую постановку рассматривает как творческий эксперимент, как возможность уйти от стереотипов.

О работах Юлдуз я узнала случайно: заведующий художественной частью театра Багаутдин Аджиев в беседе как-то отметил легкость работ этого декоратора. И вот я в театре и уже через час знакомства понимаю, что искусству декорировать она, можно сказать, училась с детства.

В мастерской Юлдуз показала макет декораций к спектаклю «Совесть» Атава Атаева. В оформлении она использовала два цвета — белый и черный, а из декораций – только занавеси и пуфы, которые, меняя цвет и месторасположение, «расскажут» об изменении внутреннего мира героев, о превращении их в добрых, отзывчивых людей. Кто-то может недоумевать: мол, зрителю скучно 2 часа смотреть на одни и те же цвета, но художник оформлением устанавливает определенную планку для актеров, а зрителя приглашает задуматься: «А почему именно так?».

Присоединившийся к нашему разговору актер Байсолтан Осаев вспоминает, как в 50-е годы на сцене сооружались огромные панорамные декорации, на установку которых уходило до 3-х часов, а на смену их во время спектакля – еще полчаса. Спектакль, начавшийся в 7 часов вечера, мог закончиться в полночь. Сегодня на сцене минимум декораций, они несут смысловую нагрузку, помогая донести до зрителя идею спектакля. IMG_5886.jpg

Юлдуз — профессиональный художник, с детства сроднившаяся с миром искусства. Из детского сада, вспоминает она, с тетей Гюльзахрой (Г. Алишева — одна из немногих профессиональных бутафоров в республике) шла в театр, где та работала, да и сейчас служит в театре бутафором.  Окончив художественное училище им. М. Джемала, затем художественно-графический факультет ДГПУ, Юлдуз училась мастерству, работая в театре с такими известными художниками, как Эдуард Путерброт, Загир Мусаев, Валентина Кандашова, Ибрагимхалил Супьянов.

Юлдуз полна новыми идеями, которые смогла реализовать в спектаклях. Вот идущий сейчас в театре спектакль «Расплата» — постановка о вреде наркотиков.  

— Я увидела этот спектакль, как плакат, баннер, предупреждающий об опасности. Поэтому все декорации и построены с использованием баннеров и различных форм, — говорит она. — А для спектакля «Карачач» (на снимке внизу) Атава Атаева взяла на вооружение ткань для парашюта — она красиво колышется. Когда на сцене поднимается одна часть «парашюта», перед зрителем появляется сад, когда другая – дом рыбака, третья – поляна, четвертая — шатер хана.

И качества материала художник часто использует в работе — монтажную сетку, строительный пенопласт. С такими легкими, подвижными  декорациями можно отправляться и на гастроли, — считает она.

У Юлдуз есть и другие профессиональные секреты. Она не спешит задействовать на сцене радикальные темные цвета, а вот светлые применяет на разный лад. Но, конечно, все, что делается декоратором, должно быть подспорьем актеру, ведь он на сцене — главный. Важно проникнуться и режиссерской идеей. Только так, в коллективном труде, появляется полноценный спектакль.

В своей профессии Юлдуз Салимгереева уже 25 лет. И, конечно, у нее есть свое представление о театре будущего. Мечтает, например, чтобы для изготовления декораций была использована голограмма. Такие сейчас на вооружении некоторых театров Москвы. Дефицит и среди мастеров по свету. Гюльзахра Алишева вспомнила, как лет 40 назад говорили, что таких декораций, как сейчас, не будет. Возможно, что когда-нибудь и голограмма станет для спектакля естественным делом, как сегодня монтажная сетка или пенопласт. Но сегодня главное для декоратора, для художника – воспринять замысел режиссера, чтобы все усилия: и актерские, и режиссерские, и художественные – работали воедино на творческий уровень спектакля.

Фото из архива театра

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • КультЛичность

    Режиссер, мыслитель, поэт сцены 

    Хайбула Абдулгапуров не нуждается в представлении. Те, кто хорошо знаком с его многочисленными работами,...

    3

    13 часов назад

  • Народные промыслы

    Не просто учалтан 

    Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о...

    35

    3 дня назад

  • КультЛичность

    Эпоха Фазу 

    Великие личности, творцы, поэты во многом отражают и определяют облик нации, суть эпохи. В этом убеждаешься,...

    24

    3 дня назад

  • Театр – это книга изнутри 

    Отшумел аплодисментами фестиваль-конкурс молодежных театров, проходивший в течение трех дней в зале...

    90

    4 дня назад

  • Культура сказки 

    Яркие костюмы, красивая музыка, потрясающие декорации, дети, смех и радость… Так в Дагестане проходил VII...

    9

    4 дня назад

  • Её стихи не для всех 

    Дождливым ноябрьским вечером в галерее Дома культур «Темп» собрались почитатели творчества молодого поэта...

    22

    5 дней назад