«Не могу не петь…»
Много лет тому назад пригласила меня одна известная писательская семья в гости. Собралось человек 15 – интеллигентные, образованные люди пели песни, читали стихи, рассказывали веселые истории. Но вот за пианино села одна из гостей. Аккомпанируя себе, она спела народную на родном кумыкском языке песню.
Ее голос чистого серебра лился так естественно, так задушевно, что у некоторых увлажнились глаза. Все в едином порыве после последней ноты дружно аплодировали, будто на концерте. То ли аплодисменты и слова благодарности присутствующих ее воодушевили, то ли песня всколыхнула ее душевные порывы, только начала она петь русские романсы.
С того вечера прошло более 20 лет, но когда ее встречаю, вспоминаю, как она распахивала души каждого, задевала тонкие струны самых затаенных чувств, будоражила воспоминания, рождала мечты. Оказалось, это была молодая, но высокопрофессиональная вокалистка, выпускница Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова Умразият Арбуханова (на снимке).
… Умразият, сколько себя помнит, пела всегда — в удобный и не очень удобный момент. Чем бы она дома ни занималась, всегда напевала. Пела все: кумыкские народные песни или песни, услышанные по радио, а уж то, что звучало с пластинок на домашнем проигрывателе, знала наизусть. Она подражала Клавдии Шульженко, пела неаполитанские, кубинские, португальские песни. А по поводу гремевшей тогда на весь мир певицы Иммы Сумак с редким диапазоном голоса в четыре октавы Умразият говорила: «Подумаешь, и я так могу». И действительно демонстрировала свои возможности, выводя замысловатые рулады. А стоило только зазвучать по радио какой-нибудь арии из оперы, она тут же прилипала ухом к динамику и тихонько подпевала.
Что ни говорите, а Его Величество Случай практически всегда присутствует в судьбе творческого человека. Так, участие в музыкальном фестивале, проходившем в родном Буйнакске, определило дальнейший жизненный путь маленькой Умразият Арбухановой. Когда ее пение услышали члены жюри — один из классиков профессиональной музыки в Дагестане композитор Наби Дагиров и титулованный музыкант Роза Мизрахи, они были единодушны: девочке надо учиться, и Умразият пригласили в Махачкалинское музыкальное училище.
Она стала студенткой дирижерско-хорового отделения, в учебной программе которого были уроки вокала.
Пению училась у педагога Барият Сулеймановой. А на уроки по классу фортепиано, вопреки обычному стремлению студентов избегать очень требовательной учительницы, Умразият, к удивлению многих, попросилась к известной своей строгостью Фаине Лошаковой. Учиться у нее было интересно. Например, девочка играла на фортепьяно с завязанными глазами — так педагог учила чувствовать инструмент, клавиатуру. Как ей это пригодилось в жизни! Когда Умразият по окончании училища поступила в Ленинградскую консерваторию, она могла сама себе аккомпанировать на занятиях, не дожидаясь концертмейстера.
А поступила в консерваторию, как говорится, сходу, не по направлению, а на общих основаниях, выдержав конкурс среди талантов, приехавших из всех уголков СССР и из-за рубежа.
Училась Умразият удивительно легко. Пятерки получала без усилия над собой, с радостью разучивала сложные вокальные задания, с удовольствием общалась со своим требовательным педагогом, с которым сложились очень доброжелательные отношения. Нередко Умразият занималась не в консерваторском классе, а в домашней обстановке, в квартире Галины Александровны Ковалевой, педагога по вокалу, в уютном интерьере классически обставленной гостиной, где со стен «взирали» на музицирование полотна великих художников, а все вокруг было пропитано духом интеллигентности. Педагог напутствовала: «Не старайтесь петь громко, пойте грамотно».
Будучи студенткой, Умразият слушала оркестры под управлением Ю. Темирканова, В. Гергиева, Е. Мравинского, А. Янсона. Вся эта среда сформировала безупречный вкус, определила каноны в искусстве. Теперь она признает, что в жизни ей очень повезло.
Г. Ковалева сама великолепно пела, этому же учила и свою студентку, приучала не бояться сложностей. На первом курсе Умразият уже пела Снегурочку из одноименной оперы Римского-Корсакова.
У педагога и ее «дагестаночки», так ласково называла свою ученицу Галина Александровна, был почти одинаковый тембр голоса, и, слушая Умразият за двойной дверью консерваторского класса, их часто путали, не угадывая, кто распевается.
Пела М. Глинку, Р. Глиэра, П. Чайковского, Д. Россини, И. Баха, М. Равеля… Вещи сложные, какие теперь в концертах уже не поют даже по телеканалу «Культура».
— Сейчас остается в тени огромный пласт замечательных произведений, даже не все концертмейстеры берутся разучивать сложные вокализы, арии, с чем я не раз сталкивалась, — говорит У. Арбуханова. — Составляют серийные сольные программы без изюминки. Пришло время «развлекаловок», а воспитание и просветительство остаются в тени.
Закончила Умразият консерваторию, как сама признается, на одном дыхании, даже не заметила. Затем продолжила совершенствоваться в аспирантуре. Она прослушивалась в Большой театр СССР. В числе экзаменаторов сидели настоящие оперные звезды — Тамара Синявская, Елена Образцова, Ирина Архипова. Как только Умразият взяла первые ноты, все одобрительно отметили: «Ковалевская ученица». А затем вынесли вердикт: «Приезжайте в стажерскую группу Большого». Это был несомненный успех. Кировский театр, нынешняя Мариинка, – там ей тоже предлагали остаться. Приглашал Рижский театр, была возможность петь за границей. Но «дагестаночка» осталась верна родной земле, ее традициям.
Нельзя сказать, что волшебный голос и профессионализм Умразият Арбухановой в Дагестане не оценили. Ей, единственной в республике, было присуждено звание заслуженной артистки Российской Федерации, минуя предшествующее ему звание народной артистки РД. Она – солистка Дагестанского театра оперы и балета.
«Умразият Арбуханова – блистательная профессиональная певица, голосу которой подвластен сложнейший сопрановый репертуар старинной и современной музыки, какую бы сложность она ни представляла. В ее программе великая музыка великих отечественных композиторов – Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, музыка зарубежных композиторов – Гуно, Грига, Шуберта, Шумана, Лобоса, Мейербера, музыка современников и дагестанских сочинителей – Гасанова, Агабабова, Керимова, Дагирова. Я был свидетелем, как восторженно и восхищенно принимали ее сильный, красивый голос слушатели всех уровней – профессионалы и любители. Нам таким талантом надо дорожить», — пишет об Арбухановой народный артист России, секретарь Союза композиторов России Ширвани Чалаев.
Репертуар певицы отличается своеобразием созданных ею образов, широтой доступных ей певческих и сценических диапазонов, звучащих как по радио, телевидению, так и в живом исполнении.
На протяжении более 40 лет певица в значительной степени способствует приобщению дагестанского слушателя к академической музыке, а потому получила Грант Президента РД «Классическое вокальное наследие».
— Но я не могу не петь. Это моя потребность, – говорит певица, — потому участвую в сборных концертах, подготовила вечер романсов, пела с камерным оркестром Даггосфилармонии.
Профессионализм Умразият Юсуповны реализован в сфере педагогики. Будучи заведующей кафедрой музыки в ДГПУ, профессор вокала читала лекции и вела «Сольное пение» и в Даггосуниверситете. Она подготовила сотни солистов-актеров для музыкально-драматических театров республики. Ее ученики преподают спецдисциплины в музучилищах, школах искусств Избербаша, Турции, Канады, следуя методике Арбухановой.
— Что интереснее для вас – исполнительство или педагогика? – спрашиваю у Умразият Юсуповны.
— Везде своя специфика. Работа со студентами очень увлекательна, она затягивает, особенно если они талантливы, если видишь результат работы… Но не петь я не могу.
— Голос стареет?
Очень решительно: — В моем случае – нет! Выручает школа вокала. (Затем стучит по столу.) – Я не ощущаю возраста.
— Что вы поете с удовольствием?
— Барочную музыку, Баха, Генделя – классика замечательна музыкальной формой, исполнительской техникой. Но это не каждому дано, надо иметь соответствующую школу.
— Что превыше всего цените в людях?
— Интеллигентность, порядочность. Это то, чему нельзя научиться: либо дано, либо нет. Это от природы.