Не надо бояться творить
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта? Какие маркетинговые инструменты успешно работают в продвижении контента? На эти и другие вопросы, волнующие сегодня деятелей культуры, отвечали ведущие эксперты–спикеры театрального, музейного, библиотечного дела, а также руководители и менеджеры концертных организаций страны в дни проведения II Северо-Кавказского культурного форума в Махачкале.
Масштабное просветительское мероприятие было направлено на повышение уровня знаний и навыков специалистов для дальнейшего внедрения лучших практик в систему менеджмента культурных организаций и создания новых проектов для обогащения культурного ландшафта региона.
В этом году форум проводился при содействии Центра поддержки гражданских инициатив РД и в партнерстве с Союзом театральных деятелей, Росконцертом, арт-кластером «Таврида.Арт» по четырем направлениям: театральная, музейная, концертная и библиотечная деятельность. Помимо этого, были организованы междисциплинарные дни, в ходе которых организаторы представили образовательную программу по грантам, занятия по определению общих проблем учреждений и комплексному решению задач.
Пять дней форума подарили участникам возможность узнать много нового для себя, почерпнув ценный опыт коллег из других субъектов. О том, как из года в год развивается этот масштабный культурно-просветительский проект, «Дагестанской правде» рассказал инициатор и организатор форума директор Русского драматического театра им. М. Горького Тимур Магомедов (на снимке).
– Шел 2021 год, после довольно продолжительной изоляции мы только-только начали работать, – вспоминает он. – Санкт-Петербургский международный культурный форум в связи со сложной эпидемиологической ситуацией отменили, тогда-то и возникла идея создать такой культурный проект. Я переговорил с Кириллом Игоревичем Кроком, директором Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, с другими коллегами, наш юрист Валерия Маламура подключила своих знакомых экспертов. И вот идея вызрела, пришло понимание, как всё можно осуществить. После этого я уже обратился к министру культуры республики Зареме Бутаевой. Она поддержала нас, и мы провели свой первый форум.
– В нынешнем году он предстал в несколько ином, переформатированном виде.
– Да, в этот раз наученные опытом прошлого форума мы сформировали программу так, чтобы у нас было четыре направления. Соответственно работали разные секции, где эксперты делились своим опытом со слушателями.
Главная же задача заключалась, на мой взгляд, не только в том, чтобы дать ценную информацию, а еще в том, чтобы эта информация и полезный опыт, которым с нами делились спикеры, были применены в учреждениях культуры. С этой целью по итогам форума участники должны будут составить дорожную карту, рассказать, как и в какие сроки они будут реализовывать у себя различные кейсы.
– А как выстраивалась программа нынешнего форума?
– Библиотечную программу у нас курировал арт-кластер «Таврида.Арт», подбиравший успешных специалистов в этой области. По музейным практикам ведущим экспертом и руководителем программы выступил Петр Баранов, член правления московского Союза художников, искусствовед. Главный режиссер ГБУК г. Москвы «Москонцерт» Мария Тихонова взяла на себя программу по концертным организациям, а театральным направлением вплотную занимались я и юрист нашего театра.
– Всё ли удалось сделать из запланированного?
– Конечно же, нельзя быть полностью всем довольным. К примеру, у меня была идея провести кроме теории и практические занятия где слушатели поделившись на команды, работали бы над решением конкретных задач. Но не получилось. Впрочем, этот замысел обязательно будет осуществлен. Открою небольшой секрет: в следующем году мы планируем организовать такую деловую площадку в формате практического семинара. Участники будут работать над написанием грантовых заявок. В начале занятия, в ходе которых будет дана вся необходимая теоретическая информация по существующим в нашей стране грантовым конкурсам, а далее все, разбившись по группам, напишут заявки по проектам. Руководить процессом по нашей задумке должны эксперты различных грантовых конкурсов страны – Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры, Фонда президентских грантов, Росмолодежи и других. Защищать свои проекты команды будут перед этими же экспертами. Я думаю, это полезный опыт для всех учреждений культуры.
– Почему такое внимание уделяете грантам?
– У каждого театра, музея, библиотеки, концертной организации есть интересные задумки, проекты, однако не всегда на их реализацию находятся средства. И в такой ситуации поддержка государства или фондов не будет лишней. Вот наш театр, к примеру, получив грант Президентского фонда культурных инициатив, открыл детскую театральную студию. Без грантовой поддержки мы вряд ли смогли бы это сделать. Да, были сложности: мы писали – нам отказывали, но после работы над ошибками подавали заявку снова. И в итоге всё получилось.
Почему это важно? Давайте представим себе, что субсидии со стороны государства будут предоставляться учреждениям культуры исключительно в виде грантов. И что тогда? Поэтому надо уметь грамотно составлять заявку с обоснованием проекта.
– Тимур Гаджиевич, вы выступаете не только организатором культурного форума, но еще являетесь его участником. Что ценного почерпнули для себя как руководитель ведущего театра республики?
– Мне понравилась коллаборация музея и театра, о которой рассказал руководитель московского киноконцертного центра «Эльдар». Я раньше как-то и не рассматривал для себя возможность такого союза, а оказалось, это интересный опыт.
Также меня впечатлила система работы академического Театра-Театра Егора Мухина из Перми. Она дает четкое понимание, куда двигается театр в финансовом плане. Модель доходной части интересная. Система динамического ценообразования – отличный инструмент, позволяющий увеличивать доходы. Еще, что немаловажно, театр сумел добиться понимания среди своих зрителей, что нет такого понятия как «бесплатный билет». Да, билет может быть куплен со скидкой, уценен, но так или иначе он должен иметь цену. Ведь при создании спектакля, организации выставки, концерта и других культурных проектов затрачивается немало ресурсов, и потому культурный продукт не может быть бесплатным. Потихонечку мы тоже должны к этому прийти.
– Что вы пожелаете участникам форума?
– Желаю, чтобы та информация, которую давали наши спикеры, принесла пользу учреждениям. Время не стоит на месте, мир меняется, появляется немало интересных инструментов, практик, и нам важно быть в мейнстриме этих процессов. Самое главное, чтобы было желание взять ценный опыт и осмыслить его. Не надо бояться творить.