Не просто учалтан
Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи. Традиционное его название – «учалтан», был он в каждом дагестанском доме и по несколько штук. Сегодня лучшие образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в частных коллекциях, музеях Дагестана и не только.
Богатая коллекция словно возвращает в прошлое, по ней можно судить, как дагестанские умельцы развивали искусство резьбы по дереву. В быту без учалтана было просто не обойтись, он украшал саклю, служил хранилищем кухонных принадлежностей. И нес в себе одну очень важную особенность: люди верили, что это не просто красиво и удобно, а наделяли его сакральными особенностями. Старожилы рассказывают, что существовало в народе поверье, по которому не разрешалось продавать или дарить учалтан, иначе можно потерять счастье дома или, как говорят в сёлах, берекет.
Первые деревообрабатывающие мастерские были созданы в районах, расположенных в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране и Кайтаге. Широкое распространение в Дагестане поставцы получили в период XIX–XX вв. Они производились местными мастерами из дерева либо металла, разной формы и различных орнаментов. Дагестанские умельцы придавали своим изделиям неповторимые модели и дизайн, в районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме. Особенности связаны со спецификой условий и самобытностью художественного мышления горцев. Наносились не только растительные орнаменты, но и солярные знаки, что на дагестанских коврах, вышивках, керамике с древом жизни, птицами, зверями, знаменитыми зигзагами, лабиринтами, птичьими хвостами… Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться. В них история, послание в символах и знаках из древности.
Как пишет кандидат философских наук, искусствовед Наталья Дробышева, «широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту и строительстве. С ними связаны многочисленные легенды, предания, религиозные представления. «Священные» деревья даже сегодня встречаются в Дагестане. Сохранившиеся в глухих аулах горных районов идеальные в техническом отношении древние строения свидетельствуют о самом высоком развитии культуры строительства и деревообработки в регионе».
Самым ранним памятником искусства резьбы по дереву является фрагмент ларца или детской люльки из Дагестанского музея изобразительных искусств, найденный в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район) и датируемый II тысячелетием до н. э. Памятник, находящийся в состоянии естественного обугливания, орнаментирован великолепным геометрическим желобчато-выемчатым орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы уже в эпоху бронзы.
К сожалению, дерево не всегда хорошо сохраняется, поэтому основная часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой Средневековья. XI–XII века для Северного Кавказа – это время формирования феодальных отношений, а значит развития ремесла и торговли, становления религии, роста городов и, как следствие, расцвета архитектуры и декоративного искусства. Внешние связи с соседними государствами также обогатили развивающуюся культуру. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с высокоразвитыми традициями. Наиболее известны селения Тлох, Голотль, Кулла, Хурик, Ихрек, Хнов, Михрек, Маза…
Резьба по дереву демонстрирует мастерство умельца, сумевшего искусно передать верования народов. И каждый рисунок здесь не случаен – он оберегает от дурного взгляда, и зеркала на некоторых поставцах не для самолюбования хозяйки, а для отгона злых духов.
Вместе с поставщиками в приданое невесте обязательно давали и медные подносы. Чем их было больше, тем завиднее считалась невеста. И по сей день в некоторых хунзахских семьях хранятся старинные подносы – наследство от прапрабабушки, а есть и такие, кто с гордостью демонстрирует образцы испикской керамики. Но самые редкие экземпляры можно увидеть только в музее.
Этот вид прикладного искусства не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. В каждое изделие резчик вкладывает частичку своей души, каждая работа уникальна. Возвращаться к однажды сказанному неинтересно. Природный материал в руках мастера обретал эстетическую форму.
С обоснованием ислама в Дагестане умельцы начали наносить на свои поставцы арабскую каллиграфию. И многие современные мастера обращаются к витиеватой письменности – искусству изображения слова. Многие средневековые правители давали обет сделать копию Корана, но для этого им необходимо было постичь основы каллиграфии. Как было сказано мастером арабской каллиграфии Якутом аль-Мустасими: «Каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа».