Купить PDF-версию
01:52 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Не просто учалтан

Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи. Традиционное его название – «учалтан», был он в каждом дагестанском доме и по несколько штук. Сегодня лучшие образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в частных коллекциях, музеях Дагестана и не только.

Богатая коллекция словно возвращает в прошлое, по ней можно судить, как дагестанские умельцы развивали искусство резьбы по дереву. В быту без учалтана было просто не обойтись, он украшал саклю, служил хранилищем кухонных принадлежностей. И нес в себе одну очень важную особенность: люди верили, что это не просто красиво и удобно, а наделяли его сакральными особенностями. Старожилы рассказывают, что существовало в народе поверье, по которому не разрешалось продавать или дарить учалтан, иначе можно потерять счастье дома или, как говорят в сёлах, берекет.

Первые деревообрабатывающие мастерские были созданы в районах, расположенных в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране и Кайтаге. Широкое распространение в Дагестане поставцы получили в период XIX–XX вв. Они производились местными мастерами из дерева либо металла, разной формы и различных орнаментов. Дагестанские умельцы придавали своим изделиям неповторимые модели и дизайн, в районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме. Особенности связаны со спецификой условий и самобытностью художественного мышления горцев. Наносились не только растительные орнаменты, но и солярные знаки, что на дагестанских коврах, вышивках, керамике с древом жизни, птицами, зверями, знаменитыми зигзагами, лабиринтами, птичьими хвостами… Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться. В них история, послание в символах и знаках из древности.

Как пишет кандидат философских наук, искусствовед Наталья Дробышева, «широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту и строительстве. С ними связаны многочисленные легенды, предания, религиозные представления. «Священные» деревья даже сегодня встречаются в Дагестане. Сохранившиеся в глухих аулах горных районов идеальные в техническом отношении древние строения свидетельствуют о самом высоком развитии культуры строительства и дерево­обработки в регионе».

Самым ранним памятником искусства резьбы по дереву является фрагмент ларца или детской люльки из Дагестанского музея изобразительных искусств, найденный в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район) и датируемый II тысячелетием до н. э. Памятник, находящийся в состоянии естественного обугливания, орнаментирован великолепным геометрическим желобчато-выемчатым орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы уже в эпоху бронзы.

К сожалению, дерево не всегда хорошо сохраняется, поэтому основная часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой Средневековья. XI–XII века для Северного Кавказа – это время формирования феодальных отношений, а значит развития ремесла и торговли, становления религии, роста городов и, как следствие, расцвета архитектуры и декоративного искусства. Внешние связи с соседними государствами также обогатили развивающуюся культуру. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с высокоразвитыми традициями. Наиболее известны селения Тлох, Голотль, Кулла, Хурик, Ихрек, Хнов, Михрек, Маза…

Резьба по дереву демонстрирует мастерство умельца, сумевшего искусно передать верования народов. И каждый рисунок здесь не случаен – он оберегает от дурного взгляда, и зеркала на некоторых поставцах не для самолюбования хозяйки, а для отгона злых духов.

Вместе с поставщиками в приданое невесте обязательно давали и медные подносы. Чем их было больше, тем завиднее считалась невеста. И по сей день в некоторых хунзахских семьях хранятся старинные подносы – наследство от прапрабабушки, а есть и такие, кто с гордостью демонстрирует образцы испикской керамики. Но самые редкие экземпляры можно увидеть только в музее.

Этот вид прикладного искусства не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. В каждое изделие резчик вкладывает частичку своей души, каждая работа уникальна. Возвращаться к однажды сказанному неинтересно. Природный материал в руках мастера обретал эстетическую форму.

С обоснованием ислама в Дагестане умельцы начали наносить на свои поставцы арабскую каллиграфию. И многие современные мастера обращаются к витиеватой письменности – искусству изображения слова. Многие средневековые правители давали обет сделать копию Корана, но для этого им необходимо было постичь основы каллиграфии. Как было сказано мастером арабской каллиграфии Якутом аль-Мустасими: «Каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа».

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

44
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...