На чем строится юмор, одна из частей комического, притом самого доброго, доброжелательного, не бичующего, клеймящего, уничтожающего словесно, сатиры, а ради равновесия, ради примирения, ради легкого высмеяния, для пользы жизни?
Многие теоретики и художники подчеркивали роль неожиданности в комическом.
Есть у одного из теоретиков (заранее оговорюсь, — ценю и уважаю) Ю.Борева великолепная (не побоюсь этого слова!) книга «О комическом». Там все объяснено: и теоретически, и практически, начиная с Аристотеля и кончая современными изыскателями. Рекомендую всем, кто жаждет разобраться в этом легком, но очень трудном жанре. Что было бы, если бы не было неожиданности в остроте. Чем непредсказуема концовка в юмористическом, тем острее реакция…
В ЦеДеэЛе (Центральный дом литераторов) в Москве открывали дни Дагестанской литературы, и тот прием юмористический, о котором я хотел поведать, здесь был блестяще исполнен. Председатель Союза писателей Сергей Михалков оглашал представителей дагестанской делегации в ЦеДеэЛе.
— Вот рядом со мной Расул сидит, его вам представлять нет необходимости, — заикаясь, начал Михалков, — слева – Фазу Алиева, вам тоже хорошо знакомая. Справа – зампред Правительства Хизроева и, наконец, секретарь Махачкалинского городского Комитета коммунистической партии Союза Советских Социалистических Республик. Чуть передохнул и выдал:
– Ми-ми-мирзамагомедов Ми-мирзамагомед Ми-мирза-магомедович!
Зал, естественно, разразился аплодисментами от неожиданности. Вот та самая неожиданность. Но этим не завершилось непредвиденное.
Когда слово дали Расулу Гамзатову, он вдруг неожиданно заговорил о великой русской литературе и, более даже чем неожиданно, начал читать стихи любимых своих поэтов –
Блока, Есенина, Тютчева. Читал, почти наполовину потеряв свой аварский акцент. Зал аплодировал. Но вдруг неожиданно из зала раздался голос:
— Расул Гамзатович, прочтите что-нибудь на своем родном языке. Здесь присутствуют и ваши земляки.
Расул вдохновенно и довольно долго читал стихотворение, особо смакуя заднеязычные звуки родного. Когда завершил он, зал снова зааплодировал.
Однако и на этом «неожиданное» не остановилось.
— Знаете, что я читал вам? – спросил поэт. – Я читал отрывок из «Медного всадника» Пушкина! Аплодисменты и взрыв улыбок и смеха.
Вот как могут люди, наделенные чувством юмора, вызвать улыбку, смех из, казалось бы, заурядной ситуации.
Известный дагестанский юморист, фельетонист Александр Грач вообще скептически относился к своим братьям по перу. «Ради красного словца для смеха они не пожалеют и родную мать. Хотя я и сам к ним отношусь».
Однако все знают, что смех – лечебное средство. Ныне даже в детских больницах широко используют это средство. Ввели даже клоунов с их неизменными атрибутами – красным носом и раскрашенной рожей, чтобы потешить находящихся в психологическом вакууме мальцов. Оказывается, средство довольно эффективное.
Вернемся к теме. «Неожиданность». Мне кажется, теоретизировать по этому поводу почти безнадежно. Возьмите любой приличный анекдот, на чем он построен? Именно на неожиданном. Последнее предложение или даже одно слово, завершающее анекдот, бывает неожиданным. Недавно в собрании цитируемого «Лапшой» Батыра Омарова нашел великолепный пример остроумия, краткости, но и «неожиданности».
Отбросим на время мораль.
— Ты член партии?
— Нет, я ее мозг.
Или:
Американка:
— Oh my Cod!
Русская.
— И не говори, мой тоже гад.
Или:
Турист во время экскурсии по озеру Лох-Несс спрашивает гида:
— Простите, а когда чудовище обычно появляется на поверхности?
— Обычно, сэр, после пятого стакана виски!
Этих «или» можно приводить сколько душе угодно.
Расула спросил один привередливый знакомый:
— Почему все, с кем ты где-то сходился, рассказывают только о выпивке?
— Это, видимо, те, за счет которых я пил. А те, кто пил за мой счет, почему-то предпочитают молчать. Скромность – черта уравновешенных.