Нет предела той высоте…
Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно… Ориентиры – они маяки, удерживающие мир от потрясений, оставаясь незыблемой вечностью, сколько бы времени ни прошло. Струящийся свет их в бесконечном пространстве зовет в неизведанные дали. И человечество привыкает к их ровному, теплому свету, не осознавая в своем эгоизме счастье созерцать, насыщаясь живительным кислородом, рождая ощущение вечной жизни на земле.
Рассуждения эти о величине, чей навеянный вдохновением удивительный слог, мысли и чувства совпадают с внутренним миром каждого. И эти строки о ней – поэте, прозаике, публицисте Фазу Алиевой, силой слова отразившей в своем творчестве глубину народных истоков, рожденных высоко в горах, где она, черпая как из жизнетворного родника стекающую на землю живительную влагу, что насыщает первозданную природу, обрела дающий необыкновенную силу талант, считая, что, будь ты пахарь или зодчий, гончар или златокузнец, в голове твоей должны
рождаться произведения дивной красоты, штучное рукотворное искусство, от которого кружится голова, рождая мысли-строки, заставляющие размышлять, делая мир совершеннее.
Писатель, публицист, философ – все эти определения как нельзя точно соотносятся с профессиональной, общественной деятельностью народного поэта Дагестана Фазу Алиевой, чеканная гражданственность которой вдохновляла современников. Ее творчество завораживало читателя чувственной лирикой, раскрывающейся как утренний цветок, влекущий нежностью и тихой робостью, скрытой за нежными, целомудренными строками признания в любви. Явление в национальной литературе, она, ворвавшись в дагестанскую поэтическую плеяду подобно весеннему дождю, не замкнувшись в узких ординарных рамках, обрела мировую известность в ряду лучших поэтов современности. Эксклюзивная во всем: в творчестве, в поэзии, мудрая, отважная – сумела силой таланта обрести народное признание, став символом горской женщины и горного края, сохранив в себе лучшие черты своей родины, маленькой, но такой дорогой для каждого живущего в ней.
Поэт-трибун, поэт-лирик, в ней необыкновенным образом сочетались мудрость и доверчивость, цельность и романтичность
Потомок древнего рода, волею судьбы оказавшись связующей нитью прошлого со временем, в котором жила, Фазу привнесла в свое творчество бунтарский дух свободолюбия и одновременной нежной, преданной любви к отпущенному ей судьбой жизненному пространству. Ей не было и девяти лет, когда началась Великая Отечественная
война, а она уже работала наравне со взрослыми, вела домашнее хозяйство после смерти отца –красного командира, помогала матери, которой, чтобы прокормить семью, пришлось пойти работать в госпиталь санитаркой. Свое первое стихотворение горская девчушка посвятила дяде-фронтовику. Мечтая совершить подвиг, как Зоя Космодемьянская и Александр Матросов, потрясших ее детское воображение невероятной стойкостью духа, решила посвятить свою жизнь Родине. И на протяжении всей своей жизни следовала заповедям русских учителей, сумевших передать ей любовь к отечественной, советской, зарубежной литературе, забросив в душу зерно творчества, желание выражать поэтическим языком мысли и чувства, силой таланта достучавшись до сердца всех прикоснувшихся к творчеству поэта удивительной судьбы.
Её первое стихотворение было написано в школьную пору и называлось «Привет тебе, герой, от пионеров гор». Учителя приветствовали начинающего поэта, но дома весьма прохладно отнеслись к затее писать стихи, посчитав, что горянка должна готовить себя к семейной жизни, быть хорошей хозяйкой и матерью. Но удержать ее уже было невозможно. Она декламировала стихи, наизусть читала произведения дагестанских классиков. И никто из близких не мог представить себе, как силен в этой крохотной девчушке зарождающийся огонь жизни, любви к поэзии. Романтичность натуры, образность мышления, любознательность, проникновенное общение с бабушкой – кладезем народных притч и сказаний, старинных стихосложений, молитв, а еще окружающая природа сформировали необыкновенную личность, разительно отличающуюся от всех глубоким
внутренним миром, куда не было доступа никому.
Тогда ее кажущаяся странность, углубленность в себя заставляли относиться к ней по-особенному снисходительно, прощая непохожесть на остальных. Но кто бы мог подумать, что ее не остановит даже традиционное замужество. И она, вопреки всему, стала студенткой пединститута с двумя сыновьями на руках. Так что же помогло горянке из обычной семьи стать не просто поэтом, но пророком, вещающим миру истины, на которые не многие отваживаются, а еще быть там, где стреляют не в спину, а в лицо, откровенно говорить с теми, кто потерял самых близких, на что не каждый способен решиться, и только смелость и необыкновенная цельность позволяли вселенской матери брать на себя ответственность не за себя, но за всех. Поэт по состоянию души, Фазу вознеслась над миром, ее слово звучало словно заклинание, призыв прекратить войны, восстановив мир. Так она останавливала смерть, бросая платок между теми, кто пытался силой покорить и уничтожить, заставить смириться, склонив голову. И не боялась быть среди тех, кто умирал за Родину, защищая свою страну, а значит, родной дом. Поэт-трибун, поэт-лирик, в ней необыкновенным образом сочетались мудрость и доверчивость, цельность и романтичность, исходя из душевного состояния поэта, прозаика, обретшего мировую известность. Впитав в себя богатство поэтических красок, традиционность древних устоев и обычаев, ее натура, наделенная необыкновенной силой таланта, представляла удивительный сплав природной чистоты, на протяжении всей жизни оставаясь редким эдельвейсом, расцветающим высоко в горах, под небесами, сохранив в себе это качество до конца.
Величина постоянная, воспринимая жизненные перипетии с высоты зрелого возраста, поэт вне времени и вне пространства, Ф. Алиева не раз обращалась к образам приближенным и далеким, сформировавшим, многое вложившим, воспитавшим, сумевшим передать горской девчушке то, что кроется в корневой основе – благородство, необыкновенную внутреннюю силу, достоинство, глубокие знания истории предков, родного края. С пелёнок в нее закладывались любовь к людям, призыв творить добро. И она не забывала следовать народным афоризмам – человек смертен, только добро бессмертно,
научись от души смеяться и плакать, повторяя, что чужой беды не бывает, но и радости чужой нет. А ещё сызмальства ей внушалась другая горская заповедь: «Мириться со злом, не борясь, еще больший грех, чем творить зло». Вековая мудрость ее словами наставляла: «Не говори о людях плохо и не обижайся. Всевышний через суру Корана напоминает, что в случае необходимости он сам распространит тот грех, что творит человек, и никому не следует в это вмешиваться. Но за свою правду нельзя бояться и в огонь прыгнуть». Именно эти качества сложились в сильный характер, за который ее любили друзья и недолюбливали враги.
Последовательность, желание во всем добиваться поставленной цели привели ее в Литинститут в то время, когда в нем учились блистательные авангардные поэты-трибуны Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Ю. Мориц. Нет, она никогда не оставалась в их тени, она шла своим путем, но не затерявшись, а блистая, словно звезда на небе, оставаясь узнаваемой, маня волшебными строками, философской мудростью, горской, скрытой от посторонних глаз чувственностью, помня, что негоже горянке выставлять сокровенное напоказ. Ее подстрочники при поступлении в Литинститут по достоинству оценили литературные классики А. Луговой и М. Светлов. Она же, плохо зная русский язык, получила единицу по русскому на вступительных экзаменах, но ввиду исключительного таланта ее приняли, угадав в ней большое будущее: «Вы поэт по состоянию души. Дерзайте, Фазу!». И она не подвела своих наставников, оставшись в памяти современников как поэт-прозаик, поэт-трибун, известный на весь мир. Её произведения были переведены на 69 языков мира. Воистину планетарный поэт, писатель, чье творчество вырвалось из пространства гор и ущелий, поселившись в душах такого разного мира. Свою первую книгу она выпустила в переводе Юнны Мориц, редактора Булата Окуджавы, будучи студенткой третьего курса Литинститута. А ведь тогда, кроме литературных светочей А. Приставкина и Е. Евтушенко, никому не была оказана честь издаваться в периодической печати. А если вспомнить, что рецензировала книжку дагестанской студентки знаменитая В. Тушнова, то можно только позавидовать яркому таланту будущей поэтессы.
Какие звездные посвящения, какой успех… Но правда и в том, что в этом не было везения, счастливого случая, а только бесконечный труд. «Поэзия не должна оставаться в высоких горах и ущельях, – наставляли её
литинститутские педагоги. – Лети выше гор, Фазу! Нет предела той высоте». И она взлетела на ту узнаваемость, что зовется признанием, восхищая самобытными произведениями, приближенными и понятными, которыми зачитывались миллионы, ощущая на себе обаяние необыкновенной природы образов, словно выхваченных из вековой первозданной природы, рождающей особых людей, с психологией возвышенного и земного, что влекло читателя глубинными философскими истинами, размышлениями, понятными всему сущему на земле, категориями высокой поэзии, литературы. Ее прозу, изначально рожденную из поэзии народных характеров, вдохновенный, удивительный слог, мысли и чувства, совпадающие с внутренними миром каждого, можно считать классикой, которой и ныне зачитываются современники, потомки.