Нежное женское сердце
Тату Булач была одной из самых образованных женщин Северного Кавказа. Она стала первой комсомолкой в Дагестане, а весной 1917 года в возрасте 15 лет была избрана председателем Союза революционной молодежи. В 1938-м арестована по ложному обвинению. Провела в лагерях 17 лет. В 1955 г. Тату реабилитировали, сняли с нее все обвинения.
Родилась она в 1902 году в семье царского офицера в Нижнем Казанище. Свою революционную и трудовую деятельность начала, когда ей едва исполнилось 14 лет.
В 1918 г. окончила восьмиклассную Темир-Хан-Шуринскую женскую гимназию.
Работала агитатором подпольного комитета большевиков. В 1927-м окончила в Москве Институт народного хозяйства им. Плеханова. В 1928–1929 гг. работала экономистом, секретарем экспортно-импортного отдела Торгпредства СССР в Турции. Потом заместителем управляющего отделением Госторга РСФСР, заместителем директора Института инженерно-водного хозяйства и мелиорации в Москве.
В 1932–1933 годах училась в Институте красной профессуры и работала в ЦИК СССР при Совете национальностей.
***
Важную роль в судьбе Тату сыграло знакомство с революционным деятелем Уллубием Буйнакским. Существует 17 писем, адресованных ей Буйнакским. Они пронизаны не только идеями коммунистического устройства жизни, но и нежными чувствами к девушке.
Он обращался к ней часто «нежная моя» или «нежное сердце мое».
Вот последнее очень короткое письмо Буйнакского, отправленное ей незадолго до своей гибели:
«Дорогая Тату! Пишу в Петровске на станции в вагоне. Могу быть расстрелян, ничуть не боюсь. Я вас люблю. Твой Уллубий».
Знакомство их произошло случайно. Старший брат Тату Хаджи, который тоже занимался революционной деятельностью, попросил как-то Уллубия передать письмо своей матери Ажав.
Молодой человек не мог найти дом и обратился к девушке, которая проходила рядом:
– Не знаете ли, где дом Ажав Булач?
– Знаю. Я иду туда.
– Это очень хорошо.
– Я живу там. Ажав – моя мама.
– Удачная встреча, – улыбнулся Уллубий.
Только сейчас он заметил, с какой красивой девушкой разговаривает.
– У меня письмо. Только я должен вашей матери лично его передать.
– От кого?
– Ваш брат Хаджи просил отдать.
– Ой, значит, он жив и здоров!
– Конечно.
***
Спустя время в доме Ажав Булач был организован своего рода революционный кружок. Здесь бывали друзья Буйнакского революционеры Гарун Саидов, Султан-Саид Казбеков, Гамид Далгат и другие.
Уллубий Даниялович приносил много художественной литературы для Тату и объяснял девушке, что любой революционер должен быть очень образованным человеком.
– Без чтения никак не получится расширить свое мировоззрение, обогатить кругозор, – объяснял он. – Ведь книги – это целый мир. И в этом мире много интересного.
Потом, спустя годы, Тату вспоминала, что благодаря Уллубию у нее появилась огромная жажда к учебе, к чтению книг.
Говорила:
«Наверное, поэтому я и училась так много, что всё время думала, что мне не хватает знаний».
***
Арест Буйнакского потряс девушку до глубины души. Теперь все ее думы были о том, как помочь любимому.
А он пишет ей из тюрьмы трепетное письмо:
«Какова была моя жизнь? Поверь мне, не видел я радостей с самых малых лет. И вот теперь, оказывается, на закате я нашел себе солнце, улыбнулось мне ясное, чистое небо. И эта улыбка была твоя… Этого мне достаточно, я счастлив. Но разлука так скоро нас с тобой настигла! Зачем? Не судьба! Будь ты смела и решительна, как всегда…».
Как-то, преодолев естественную девичью стыдливость, Тату прочла одно из писем Уллубия матери.
Ажав ничему не удивилась. Она ласково взглянула на дочь и сказала:
– Очень доброе письмо…
Тату тихо спросила:
– Ты разве ничего не поняла? Уллубий меня любит…
– Да, видно, что любит.
– И тебя это не удивило мама?
Ажав чуть заметно усмехнулась:
– А что удивляться. Разве ты не достойна любви? Мы, женщины, для того и рождаемся на свет, чтобы нас любили мужчины. Так уж устроен мир. Так всегда было.
– Он ждет от меня ответа, – взволнованно сказала Тату. – Что написать ему?
– Напиши, что и ты любишь его.
– Так и написать?
– Обязательно.
– Разве это уместно?
– Очень даже. Это для него станет самой лучшей поддержкой. Там, в тюрьме, ему тяжело.
И после небольшой паузы Ажав добавила:
– Сама поезжай и передай через охранника Саида письмо. Саид – добрый человек, когда-то служил под началом твоего отца. Я знаю его, он не обманет тебя.
***
Тату Булач успела передать письмо. Но ответа уже не дождалась.
На следующий день, 17 августа 1919 года, Уллубий Буйнакский был расстрелян на станции Темиргое вместе с другими революционерами.
Как мы знаем, Тату осталась верной делу своего любимого человека. Уже в следующем 1920 году, когда в Дагестане была установлена Советская власть, она стала делегатом Съезда народов Востока. В дальнейшем с большим рвением работала секретарем Дагестанского областного комитета комсомола.
А потом, как упоминалось выше, училась в Москве в таких известных учебных заведениях, как Институт народного хозяйства им. Плеханова, в Институте красной профессуры. Причем совмещала учебу с работой в ЦИК СССР при Совете национальностей.
Умерла Тату Булач в 1980 году в Махачкале. В честь нее названы улицы в Семендере (Махачкала) и Учкенте (Кумторкалинский район).