Ни буквы вопреки совести
Эффенди Мансурович Капиев вошел в историю дагестанской многонациональной литературы не только как поэт, писатель и блестящий переводчик. Он также пропагандировал классиков и дореволюционную поэзию Дагестана, активно вносил свою лепту в развитие драматургии и театрального искусства.
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти Эффенди Капиева. В нашей республике проходят мероприятия, посвященные этим датам. В Национальной библиотеке, у памятника поэту, в Лакском музыкально-драматическом театре собирались представители Союза писателей Дагестана, Министерства культуры РД, самого театра, который без малого 70 лет (с 1952 года) носит имя Э.Капиева, и почитатели его таланта.
В марте Лакский театр показал спектакль «Невыплаканные слезы», созданный и поставленный заслуженным деятелем искусства РФ, главным режиссером Кумыкского театра Исламом Казиевым по фронтовым дневникам Капиева. Спектакль идет на сцене около 5 лет. Его смотрят зрители со всевозрастающим вниманием, особенно молодежь, которая не знает всей правды о Великой Отечественной войне. Чтобы как можно большее число молодых людей нашей республики услышали неприукрашенный рассказ Э.Капиева, свидетеля и участника кровопролитных сражений, жестокой битвы не на жизнь, а на смерть, театр поставил спектакль на русском языке. И не ошибся в своем решении. Потому что надо видеть и слышать эту напряженную и впитывающую в себя тишину зала, этот зримый внутренний контакт зрителя и сцены, чтобы понять, как необходим не придуманный, а правдивый рассказ тем, кто сегодня слышит из разных источников вранье о той войне.
Автор инсценировки и режиссер-постановщик И. Казиев дает зрителю возможность самому увидеть выхваченные военным корреспондентом Капиевым картины с натуры: неотправленные письма погибших солдат и офицеров с той и другой стороны, живые взволнованные рассказы санитарки (арт. З.Чавтараева, М.Шихамирова и другие). Романтический, публицистичный, обращенный к душам слушателей молодой Капиев (И.Магомедов) и отягощенный размышлениями, глубокий, задумчивый, рассудительный взрослый Капиев (заслуженный артист РД А.Мурадов). Весь актерский состав, занятый в спектакле, – от ученицы Капиева в аксаевской школе Мадины (артистка Р. Магомедова) до значительных персонажей: художника (засл. арт. РД А. Абачараев), Натальи Капиевой (З. Архилаева), хирурга (нар. арт. РД А. Магомедов) и других, в едином ключе, ансамблево работающих над сохранением стилистики театральной поэмы, публицистического обращения поэта-гражданина из прошлого в настоящее с горячим предостережением, что война несет с собой только беды, гибель, разруху и разорение.
Спектакль получил диплом лауреата республиканского фестиваля «Воспевшие Дагестан» прошлого года в номинации «Лучший спектакль фестиваля» и с большим успехом был показан в городах республик Северного Кавказа – Грозном, Владикавказе, Нальчике. В Пятигорске, где жил в последние годы поэт, артисты театра возложили цветы на его могилу, а вечером показали спектакль, который прошел в переполненном зале. На обменных гастролях в Астрахани спектакль получил высокую оценку зрителей и прессы. Вот как отзывается о нем журналист, большой театрал и человек, знающий цену подлинному и мнимому в литературе и искусстве, Наталья Сапожникова: «Вчера в театре я плакала. И какой же талантливый автор открылся! По сути дела шел диалог со зрителем, потому что в этих коротких, гениально выписанных историях об участниках сражений было все, что и сегодня мучит нас своей неразрешенностью. Спасибо режиссеру спектакля Исламу Казиеву, тонко прочувствовавшему этот материал. Я благодарна коллективу театра за вызванные чувства и мысли, они современны».
Государственное издательство художественной литературы в Москве издало сборник произведений Э.Капиева, составленный женой и другом писателя Натальей Капиевой. Вступительную статью написал Николай Тихонов, в которой делает небольшой экскурс в творческую лабораторию поэта и, завершая свои размышления о нем, пишет следующее: «Это воспоминания и мысли о талантливом поэте, писателе и друге. Он жил искусством требовательным и честным. Его книги не забудутся и останутся… как книги о просторе и величии свободного человеческого духа, книги, написанные в эпоху величайшей борьбы и победы, честные и глубокие книги».
Справедливость такой оценки творчества Эффенди Капиева Н.Тихоновым подтверждают строки, написанные самим Капиевым в апреле 1943 года: «Если когда-либо случайно попадут эти записки к вам, дорогие мои потомки, знайте, что вы можете обвинить меня во всем: в незнании русского языка, в пристрастии к звучному слову, наконец, в неопытности, в неряшливости и т.д. Но только в одном вы не можете меня обвинить – в неискренности. А это главное. Пусть отсохнет моя рука, если она напишет хотя бы одну букву вопреки моей совести!».
Таким требовательным к себе и к другим, честным художником, мастером слова остался в нашей памяти Эффенди Капиев, для которого его собственный призыв «Зрелость – и никаких скидок» оставался главным критерием творчества.