Дагестанская вышивка представляет собой уникальное явление в традиционной культуре народов республики, богатой своими этническими и культурными особенностями. Территория региона населена различными этносами, каждый из которых развил собственные художественные традиции в области декоративного текстиля и вышивки. В особенностях и многообразии этих традиций прослеживаются глубокие культурные корни, объединённые общей эстетикой. Но каждое направление обладает своими уникальными стилистическими и техническими отличиями, отмечает генеральный директор музея Зумруд Сулейманова.
«Выставка под названием «Дагестанская вышивка: усишинская, кайтагская, мюрегинская и золотое шитьё» представляет собой не просто собрание артефактов, представляющих наше декоративно-прикладное искусство. Это настоящий портал в прошлое, позволяющий окунуться в тот уникальный мир, где орнамент был украшением, декоративным элементом, а еще служил полноценным письмом, оберегом, своеобразной летописью, зашифрованной в шелке и шерсти. Каждая нить, каждый стежок несёт в себе глубокий смысл, связанный с историей рода, духовными практиками и культурными кодами, передававшимися из поколения в поколение», – говорит она.

Особое место здесь занимает кайтагская вышивка – один из самых узнаваемых стилей региона, отличающийся смелыми, почти абстрактными формами и рисунками. Эти мотивы гипнотизируют своим величием и символизмом, заставляя задуматься о древности и силе традиций. Усишинская вышивка, смежная с кайтагской, имела несколько иной орнамент.
Главный узор усишинских платков – Х-образный, графичный, напоминающий фрагменты декора некоторых ковровых узоров. Среди мотивов вышивок широко представлены зигзаги, трезубцы, схематичные изображения птичьих пар, разные звездообразные элементы, квадраты, крестообразно разделенные на мелкие квадратики.
Рядом располагается изящная мюрегинская вышивка, в которой каждый стежок выполнен с точностью и аккуратностью, сравнимой с ударом клинка мастера-оружейника. Эта техника подчёркивает красоту и строгость форм, способных сохранить память народа.
«В моем кабинете есть такой, – делится известный дагестанский художник Закарья Закарьяев, указывая на подкувшинник, вышитый микротамурным швом. – Мне он достался от матери».
Мастерицы работают без пялец, сами готовят красители, а уникальный орнамент вышивается на кашемире шелковыми нитями, где ценятся аккуратность и плавные переходы
Этот шов – особенность мюрегинской вышивки. Рукодельницы работают без помощи пялец, красители для тканей и ниток готовят сами. Мюрегинский орнамент уникален, вышивается на кашемире шелковыми нитками с натуральными красителями. В зависимости от того, чем будет служить изделие, находят его центр, к нему крупными стежками примётывают лекало по всему орнаменту, на котором будет выполнена вышивка. Лекало состоит из 5-9 цветов, обшивают по контуру, чтобы сохранить орнамент на ткани. И затем по сохраненным цветным контурам проходят микротамбурным швом от 3 до 5 раз или делают полное заполнение. Вышивка должна быть симметричной, цвета подбираются по законам колористики. Орнамент – растительность, зооморфный мир. В вышивке ценятся аккуратность, плавные переходы цветов, отсутствие воздушных петель.
Внимания зрителей по праву заслуживает уникальное золотое шитьё. В златошвейном орнаменте Дагестана доминируют крупные растительные мотивы: ветви, листья, цветы, бутоны и другое.
Наиболее распространенные мотивы вышивок у лакцев – орнитоморфные (стилизованные птицы – куропатки, куры), растительные (цветы, листья, трилистник, ветка), геометрические (круги, розетки). Излюбленный узор золотой вышивки начала ХХ в. – это мотивы растительного типа (тюльпаны, трилистники, розетки и др.). Широко распространен был и мотив узора бута, бытовавшего в восточном декоративном искусстве, в том числе и в вышивке. Интересны варианты «цветущего» бута, в очертаниях которых сразу и не виден исходный мотив. Это оригинальное соединение элементов завитков растительного узора с широко известной орнаментальной фигурой.
– Мастерицы Кумуха не одно столетие славились своим мастерством тончайшей вышивки золотом и передавали ее секреты по наследству. Это ремесло было доступно только женщинам из состоятельных знатных семей. Золотые и серебряные нити для «гулвати» привозились из Средней Азии. Процесс их выделки был очень трудоемким, прочную нить обвивали тончайшей проволокой из золота, серебра или меди. Для золотого шитья использовались дорогие привозные ткани из стран Востока и Западной Европы, – рассказывает мастерица Лидия Курбанова.
В Дагестане получили развитие более 15 видов техники вышивки, изготовления басонных изделий и бахромы. В XVI в. – первой трети XX в. здесь развивалась вышивка некрученым шёлком по хлопчатобумажной основе (кайтагская вышивка), в XIX – начале XX вв. были распространены вышивки золотой нитью вприкреп, тамбуром, гладью, вышивки с жемчугом, бисером. Но важно помнить, что традиция живёт ровно столько, сколько живы её носители, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве. И, к счастью, они продолжают развивать искусство предков.
В зале вместе с гостями находятся мастерицы из разных районов республики. Их руки, покрытые тонкой сеточкой морщин, словно сами помнят ритм древних узоров и в каждом движении передают многолетний опыт и знания. Зубайдат Гасанова, Разият Магомедова, Фатима Кишова, Заира Алибекова и Лидия Курбанова – настоящие энтузиасты, которые не позволяют реке времени унести в забвение сакральные знания. Пока их пальцы способны выводить на ткани магические треугольники – символы плодородия, и ромбы – защита от злых духов, дух народа остаётся непобедимым, сохраняя в себе силу и душу предков.
Значимым событием выставки стали мастер-классы. Увлечённая молодежь, склонившись над пяльцами, внимательно повторяла за опытной вышивальщицей каждое движение, стараясь не упустить ни одного нюанса.
Выставка продлится до 12 декабря. Не упустите возможность прикоснуться к культурному наследию Дагестана.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




4