Новая грань творчества
Герои его рисунков отправлялись в космические экспедиции, спускались на дно океана, облачались в образы знаменитых сыщиков... Фантазия Арсена Гасанова (на снимке) создавала удивительные вещи, где невозможное становилось возможным, а серость сменялась яркими красками. Сегодня он шагнул в новый жизненный этап – этап профессионального становления как художника. Его особый дар – открывать целый мир в деталях – в этом смысле, безусловно, бесценен.
К 17 годам у Арсена за плечами уже четыре персональные выставки. Каждый проект был особым откровением юного художника. Последняя персоналка «Этнопогружение», название которой говорит само за себя, открыла нам новую грань творчества: автор как бы погружает нас в богатый и многообразный пласт дагестанской культуры. В каждой детали, в каждом неповторимом образе Арсен раскрыл для себя, а через свои работы и для остальных, сколь богато и многогранно материальное и духовное наследие нашей республики.
Интерес к этнографии начался с походов в музеи, с натурных зарисовок костюмов, их деталей, украшений, деревянной утвари, различных предметов быта горцев. Богатство форм, орнаментов стало неисчерпаемым источником вдохновения. Как итог – за два года на свет появилась целая серия из 50 работ. И не просто привычных для художника рисунков, но и работ, выполненных в линогравюре («Горные истории», «Яблоки», «Тавка», «Лента водоносного кувшина»). Главные герои в них – поставцы, браслеты, кувшины, деревянные мерки для зерна, костюмы горцев и горянок… А в ряде работ («Лю балхарка», «Лю кубачинка») в увлекательное этнопогружение художник вовлек и свою любимицу, крольчиху Люшу, которая вот уже несколько лет вдохновляет Арсена.
– Многие мои знакомые и друзья говорили, что пора бы уже повзрослеть, оставить Люшу в детских рисунках и не пускать ее образ во взрослые работы Арсена. Но я сознательно это не делаю. У каждого художника должна быть отдушина. У него она в том, чтобы рисовать нашу Люшу. Для Арсена творчество – это не просто возможность реализовать себя, но и способ найти общий язык с окружающими людьми, выйти к миру со своим, если так можно выразиться, откровением. Для особенных детей это очень важно и помогает им в социализации. Я считаю, что тут не стоит ставить жестких рамок, ограничений, – говорит мама художника Элла Гасанова.
– Зрители, которые знакомы с предыдущими проектами, отмечали, что «Этнопогружение» стало новой гранью творчества Арсена. Вы бы как ее обозначили?
– Когда появилась первая работа в этнике, потом вторая, третья и далее начала зреть целая серия, я видела, что они отличаются от того, что мальчик делал ранее. Это было даже немного странно для меня. Мне-то казалось, что я знаю весь его потенциал, а оказалось, что нет, еще есть неизведанные глубины. Конечно же, я этому рада. Здорово, что он может быть разным. Он продолжает постигать новое, меняться и свои приобретенные знания, опыт, переосмыслив, передавать в работах. Горжусь этим и радуюсь, что сын не перестает меня удивлять.
– Арсен – студент художественного училища им. Джемала. Как идет вступление в этот новый для него этап жизни?
– Да, он студент первого курса. Это совсем другой мир. Мне многие говорили: а не потеряет ли он себя, свой особый стиль? Но я считаю, что получить навыки, профессиональную базу важно. Чем больше мы знаем и умеем, тем больше у нас шансов себя реализовать. Хотя адаптироваться ему было непросто. Тем более что в школьные годы Арсен был в основном на домашнем обучении, привык к свободе. Надеюсь, период адаптации пройдет благополучно и дальше он сможет раскрыть себя в стенах учебного заведения. Ведь учеба – это тоже социализация.
– О чем будет следующая выставка? Тема этники сохранится или вновь будете удивлять?
– Пока говорить что-то конкретное по этому поводу рано. Сейчас Арсен просто рисует в свое удовольствие. В наших планах отправиться с «Этнопогружением» в другие регионы. Будем надеяться, что всё получится.
Зная, как долго и вдохновенно может творить Арсен, уверены, что планы обязательно осуществятся.