X
09:17 10.12.2024

Новая вершина. Театр оперы и балета порадовал премьерой

В культурной жизни республики произошло большое событие: Дагестанский театр оперы и балета выпустил премьеру – оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». Любители музыкального искусства могут сказать: «И что такого? У нас уже ставили «Хочбар» Готфрида Гасанова, «Иоланту» Петра Чайковского, «Алеко» Сергея Рахманинова». Но профессионалы ответят, что постановка мировой классики – полномасштабной оперы с множеством партий, включая ансамблевые, с большим числом речитативов – это, несомненно, шаг вперёд театра, новая покоренная вершина.

Идея витала давно. Сначала обсуждалась в кулуарах среди артистов, потом вышла на уровень администрации, где сразу получила поддержку директора театра Магомеда Абасова. Как-то сразу стало понятно, что опера будет принята дагестанским зрителем – многие арии на слуху, в музучилище студенты часто исполняют соло и дуэты из «Свадьбы Фигаро», эти партии стали хрестоматийными.

И дело пошло. Правда, пришлось скорректировать привычный ход репетиций оперы, когда сначала готовят музыкальный материал, а потом работают на сцене.

Ведь Театр оперы и балета не имеет своего помещения, и приходится пользоваться свободной сценой тогда, когда это возможно.

Но тут фактически сразу начались сценические репетиции, которые шли всё лето, затем спевки, работа с концертмейстерами, а после и репетиции с оркестром.

Конечно, костяк спектакля – Эльвира Маммадаева (Сюзанна), Диана Октавиан (графиня Альмавива), Денис Федоренко (граф Альмавива) – высокие профессионалы, которым всё по плечу.

«Порой наши певцы настолько подкованы, что учат партии сами, не «мучают» концертмейстера и уже с готовым материалом приходят на спевки», – говорит о работе с ними концертмейстер Саадат Юнусилау.

Однако для многих из творческой группы постановки участие в опере было внове. Основная сложность заключалась в том, что в «Свадьбе Фигаро», кроме речитативов, сольных номеров, дуэтов и терцетов, есть труднейшие ансамблевые сцены (секстет и септет).

Но всё удалось. Работа над классической оперой помогла раскрыть новые возможности солистов театра. Белек Абасов, исполнивший роль Фигаро, много играл в мюзиклах, пел в «Алеко», но это был другой опыт. Когда приступил к работе над оперой Моцарта, то поначалу волновался – с речитативами он никогда не сталкивался. Тем не менее за такой короткий период освоил новое для себя так хорошо, что и эта часть партии Фигаро у него звучала свободно, гармонично, легко – как и нужно. Все солисты поддержали Белека, а еще Алину Госейнову (Керубино). Представьте, вчерашняя выпускница музыкального училища – и сразу дебют с большой ролью в классической опере. Артистизм, прекрасный голос, работоспособность, усердие и талант помогли Алине буквально ворваться в профессиональный музыкальный мир.

Во втором составе партию Сюзанны споет новая солистка театра, выпускница Ростовской консерватории Виктория Пирогова, исполнившая в премьерном спектакле роль Барбарины. Как о талантливой певице с большим потенциалом о ней говорит дирижер-постановщик оперы, народный артист Чеченской Республики Илья Петренко.

Справедливости ради стоит отметить, что еще при обсуждении самой идеи постановки «Свадьбы Фигаро» у дирижера были некоторые сомнения. В труппе театра есть вокалисты, для которых обращение к столь объёмному и сложному материалу оперы Моцарта стало первым опытом такого рода. К тому же и в оркестре имеются определённые трудности. Одна из наиболее остро стоящих проблем – дефицит профессиональных оркестровых исполнителей. Опытные специалисты постепенно покидают коллектив, а молодые музыканты не спешат пополнить ряды оркестра. Причина банальна – низкие зарплаты, невозможность обеспечить семью. И выходит так, что есть задумка поставить что-то, но не хватает нужных музыкантов или нет необходимых голосов для исполнения оперный партий.

Несмотря на сложности, опера состоялась. «Это одна из самых известных и исполняемых опер в мире, репертуарный спектакль почти всех оперных театров – очень живой, с увлекательным сюжетом. Мы решили, что для публики это тот материал, который не будет слишком резким переходом к серьезной оперной классике», – говорит Илья Викторович.

На премьере большой зал Русского театра был полон. Был ли это интерес к классической музыке или любопытство: что же такое настоящая опера и как театр справится с задачей?

Думается, и то, и другое. Однако то, что дагестанская публика доросла до желания посетить классическую оперу, чем бы это ни было мотивировано, говорит о том, что академическая музыка становится не просто неотъемлемой, но и любимой частью мира искусства республики. Определенно, с ростом уровня общей культуры предпочтения дагестанского зрителя меняются, всё больше поклонников простой эстрады перетекает в стан любителей классики. Оперное пение для непосвященных даёт заряд любви к музыке, познание новых для них форм. В свою очередь вовлеченность зрителей в спектакль, отдача зрительного зала воодушевляют труппу на новые постановки.

«Хотелось бы, чтобы опера «Свадьба Фигаро» прочно вошла в репертуар театра. Это гениальная партитура. Моцарт прежде всего величайший оперный композитор, его произведения – вершины оперного искусства», – справедливо считает Илья Петренко.

Дирижер работает в Дагестане уже 10 лет. На его счету в Дагестанском оперном театре постановки оперы «Служанка-госпожа» Перголези, детской оперы «Навруз» Рамазана Фаталиева, оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» в концертном исполнении, возобновлена постановка оперы Сергея Рахманинова «Алеко» и др. И вот теперь Моцарт.

Беседуя с дирижером-постановщиком, хочется оговорить вот какой момент. Опера – это всё же синтетический жанр: с одной стороны, есть музыка, оркестр, вокал, с другой – сценическое действие. Как найти баланс между первым и вторым, чтобы не уйти в статичность на сцене и в то же время не перекрыть музыку чрезмерной активностью действия?

«Когда я был студентом консерватории, наш педагог по предмету «работа над спектаклем», маститый оперный режиссер говорил:

«На первом месте всегда композитор, на втором – дирижер, на третьем – режиссер». Это условно, но всё же в опере музыка и композитор главенствуют. Согласитесь, оперу вполне можно слушать в записи без визуальной картинки, а смотреть картинку без музыки невозможно. Тем не менее есть театры, где опера – режиссерский спектакль, есть такие, где дирижерский. Смею надеяться, что у нас на первом месте была музыка. Моя основная задача – это работа с оркестром, хором, вокалистами над музыкальной составляющей спектакля. Однако гениальная музыка Моцарта сама подсказывает, как нужно актерски сыграть, «прожить» роль, в ней уже есть все ключи к раскрытию характеров и образов персонажей, в партитуре тщательно прописаны действия героев оперы и даже их эмоции. В этом направлении какие-то подсказки с моей стороны имели место, но общая сценическая линия, построение мизансцен – это все на усмотрение режиссера», – делится своим видением Илья Викторович.

Режиссер-постановщик премьерного спектакля Анастасия Ильгова согласна с его мнением.

«Безусловно, как режиссер спектакля я отталкивалась от музыки, и в этом отношении Илья Викторович поддержал меня, давая нужное направление, подсказывая какие-то нюансы. Мне хотелось, чтобы спектакль получился живым, динамичным, но при этом действие не заслоняло бы собой музыку. Были у нас и споры – солисты не соглашались с моей концепцией, считали, что слишком бурно всё идёт на сцене. Однако опера шагнула вперёд, она оживилась, сейчас уже нет привычных статичных сцен. К тому же хотелось привлечь нашего зрителя как музыкальным полотном, так и картинкой спектакля. Артистам было непривычно, однако они великолепно справились с задачей», – говорит режиссер.

Такой почти игровой оперный спектакль стал неожиданностью и для многих зрителей. Здесь были выходы актёров в зал, действие сопровождалось хореографическими номерами балетной труппы театра, декорации народного художника РД Ибрагимхалила Супьянова часто сменяли друг друга, великолепные костюмы заслуженного художника РД Хадижат Алишевой притягивали взгляд. Иногда казалось невероятным, как солистам удавалось совмещать актерскую игру с исполнением сложнейших вокальных партий. Но это Моцарт, и «Свадьба Фигаро» опера игровая, опера-буфф, а значит, некоторая гиперболизация вполне может быть оправданна.

Анастасию Ильгову театралы знают как заведующую музыкальной частью Русского театра, в её профессиональном багаже музыкальное оформление многих драматических спектаклей. А между тем у Анастасии за плечами не только музыкальное образование. Она окончила факультет музыкального театра ГИТИСа, где получила специальность режиссера, выбрав профиль «опера».

«Я не стою на месте, я развиваюсь, – рассказывает Анастасия. – В Театре оперы и балета начинала как хористка, потом пела сольные партии в опереттах. Мне нравилось работать на сцене. В какой-то момент решила, что необходимо движение вперёд и я могу не только играть роли или выступать в качестве вокалистки, но и ставить свои спектакли. Опыт режиссера-постановщика у меня уже был, однако захотелось взять новую вершину. Ставить драматический спектакль сложно, но оперный – труднее во сто крат. Мне помогало чувство единения нашего коллектива, когда вся творческая группа горела спектаклем, никто не работал вполноги, а ведь репетиции шли сначала по три часа и далее по пять часов подряд. Я хочу, чтобы наш театр поднялся на новый уровень, хочу расти вместе с ним. Работа над «Свадьбой Фигаро» показала, что мы одно целое, и успех оперы – это наш общий успех и шаг вперед театра».

С этим трудно не согласиться. Премьера доказала, что Дагестанскому театру оперы и балета по плечу любая задача. Такие сильные, крепкие голоса, прекрасный оркестр, который в руках талантливого режиссера ведет солиста, помогая ему и давая простор одновременно, креативные режиссеры-постановщики, идущие в ногу со временем, – это ли не основа будущих масштабных постановок. А «Свадьба Фигаро» пусть будет трамплином для театра на его пути к дальнейшему освоению
мировой классики.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

111
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

97
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

18
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

21
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

40
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

18
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

20
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...