Новое – хорошо забытое старое
Выставка «Параллели» современных адыгейских художников Миланы Халиловой и Руслана Мазлоева открылась в Центре этнической культуры в Махачкале. Посетивший экспозицию сразу же поймет главный замысел авторов – показать, что находящиеся на сегодняшний день в кризисе традиционные народные промыслы могут быть вполне актуальными и интересны в современном мире. Модернизируя, совмещая эффектный минимализм и стилизацию, они вносят новое звучание забытому старому.
Оба художника представили свои уникальные работы в традиционных для своего народа промыслах. Руслан Мазлоев – художник, мастер плетения арджэнов – адыгской (черкесской) циновки. Он создает из камыша минималистичные, но удивительно выразительные полотна, воплотившие в себе самые разнообразные образы фантазии молодого мастера. Работы настолько естественны, что одинаково органичны как в старинной кунацкой, так и в модернистском арт-пространстве, создавая уникальную атмосферу.
Рассказывая о себе, Руслан говорит, что плетением циновок-арджэнов он увлекся, когда учился в третьем классе в школе селения Альтуд (Прохладненский район КБР). Его мать, Фатима Мазлоева, преподавала в той же школе рукоделие, она научила его азам этого древнего ремесла.
Освоив уроки мамы, Руслан продолжил совершенствовать свои навыки, и сегодня его мастерство славится на весь Кавказ, и не только. Арджэнами именитого мастера интересуются этнографы, дизайнеры, искусствоведы с Ближнего Востока.
– Арджэн у адыгов – вещь многофункциональная: он сопровождал его от рождения до смерти и был одним из главных атрибутов жизни, – рассказывает Руслан. – Свои первые шаги дети совершали по циновке. Арджэн украшал стены жилища, внося в колористическую гамму интерьера светлое, радостное настроение. Их клали на кровать и скамьи, ими покрывали полы. Любое семейное торжество, особенно свадебный обряд, были связаны с этим предметом. Их использовали также в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты. Наконец в последний путь адыг отправлялся на арджэне. Поэтому я очень рад осознавать, что могу внести свою лепту в дело сохранения уникального ремесла моих предков.
Другое привычное для адыгов и других кавказских народов ремесло – валяние шерсти. Оно также находит новое воплощение в творчестве художника Миланы Халиловой. Это ремесло в ее случае, как пишет исследователь Булат Халилов, – «не концепт, существующий строго в рамках национальной культуры, а средство проявления идей, образов и символов. Войлок в данном случае – это не более, чем холст. Это не паническая попытка оживить уходящее прошлое, не ремикс, а индивидуальное переосмысление самодостаточной живой культуры».
– Я дизайнер по образованию. Со студенчества увлеклась технологией валяния войлока, со временем это перешло в профессиональную деятельность. Все началось с изготовления настенных полотен в традиционном стиле, но как свободный художник с дизайнерским образованием нахожусь в процессе развития и совершенствования своей деятельности. На сегодняшний день делаю разные изделия из войлока: аксессуары, верхнюю одежду, художественные полотна. Изделия из войлока очень функциональны и прочны для носки, а традиционная стилизация с современной подачей привносят оригинальность в нашу жизнь, – рассказывает о себе Милана Халилова.
Главный образ ее работ, представленных на выставке в Махачкале, – Древо жизни, архетип, фигурирующий в культурах разных народов. Этот образ символизирует собой и ось мира, и праматерь, и источник всего сущего. В адыгской культуре он известен как «Жыг Гуащэ». Как отмечает сама художница, во время многочисленных совместных выставок и мультимедийных проектов она постоянно возвращалась к этому образу. Он манил ее своей загадочностью и глубокой философией.
– Про работы ребят можно смело сказать – это «живописные» полотна, трансформировавшиеся из декоративно-прикладного искусства, – отмечает куратор выставки, художник Патимат Гусейнова. – Художники отказываются от привычных цветов и техники создания. Милана и Руслан выставлялись ранее в других республиках, и их креативные работы – это нечто новое, вышедшее из почти забытого старого как некий ремикс, который не уступает оригинальному произведению.
Опыт молодых авторов показывает: наши предки передали нам свои знания и мастерство, нам же важно, не теряя и совершенствуя, передать их дальше. Это и есть преемственность поколений, на которой все зиждется и которую нельзя нарушать.