Купить PDF-версию
22:24 | 17 июня, Вт
Махачкала
X
09:09 13.03.2018

Новое – хорошо забытое старое

Выставка «Параллели» современных адыгейских художников Миланы Халиловой и Руслана Мазлоева открылась в Центре этнической культуры в Махачкале. Посетивший экспозицию сразу же поймет главный замысел авторов – показать, что находящиеся на сегодняшний день в кризисе традиционные народные промыслы могут быть вполне актуальными и интересны в современном мире. Модернизируя, совмещая эффект­ный минимализм и стилизацию, они вносят новое звучание забытому старому.

Оба художника представили свои уникальные работы в традиционных для своего народа промыслах. Руслан Мазлоев – художник, мастер плетения арджэнов – адыгской (черкесской) циновки. Он создает из камыша минималистичные, но удивительно выразительные полотна, воплотившие в себе самые разнообразные образы фантазии молодого мастера. Работы настолько естественны, что одинаково органичны как в старинной кунацкой, так и в модернистском арт-пространстве, создавая уникальную атмосферу.

Рассказывая о себе, Руслан говорит, что плетением циновок-арджэнов он увлекся, когда учился в третьем классе в школе селения Альтуд (Прохладненский район КБР). Его мать, Фатима Мазлоева, преподавала в той же школе рукоделие, она научила его азам этого древнего ремесла.

Освоив уроки мамы, Руслан продолжил совершенствовать свои навыки, и сегодня его мастерство славится на весь Кавказ, и не только. Арджэнами именитого мастера интересуются этнографы, дизайнеры, искусствоведы с Ближнего Востока.

– Арджэн у адыгов – вещь многофункциональная: он сопровождал его от рождения до смерти и был одним из главных атрибутов жизни, – рассказывает Руслан. – Свои первые шаги дети совершали по циновке. Арджэн украшал  стены жилища, внося в колористическую гамму интерьера светлое, радостное настроение. Их клали на кровать и скамьи, ими покрывали полы. Любое семейное торжество, особенно свадебный обряд, были связаны с этим предметом. Их использовали также в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты. Наконец в последний путь адыг отправлялся на арджэне. Поэтому я очень рад осознавать, что могу внести свою лепту в дело сохранения уникального ремесла моих предков.

Другое привычное для адыгов и других кавказских народов ремесло – валяние шерсти. Оно также находит новое воплощение в творчестве художника Миланы Халиловой. Это ремесло в ее случае, как пишет исследователь Булат Халилов, – «не концепт, существующий строго в рамках национальной культуры, а средство проявления идей, образов и символов. Войлок в данном случае – это не более, чем холст. Это не паническая попытка оживить уходящее прошлое, не ремикс, а индивидуальное переосмысление самодостаточной живой культуры».

– Я дизайнер по образованию. Со студенчества увлеклась технологией валяния войлока, со временем это перешло в профессиональную деятельность. Все началось с изготовления настенных полотен в традиционном стиле, но как свободный художник с дизайнерским образованием нахожусь в процессе развития и совершенствования своей деятельности. На сегодняшний день делаю разные изделия из войлока: аксессуары, верхнюю одежду, художественные полотна. Изделия из войлока очень функциональны и прочны для носки, а традиционная стилизация с современной подачей привносят оригинальность в нашу жизнь, – рассказывает о себе Милана Халилова.

Главный образ ее работ, представленных на выставке в Махачкале, – Древо жизни, архетип, фигурирующий в культурах разных народов. Этот образ символизирует собой и ось мира, и праматерь, и источник всего сущего. В адыгской культуре он известен как «Жыг Гуащэ». Как отмечает сама художница, во время многочисленных совместных выставок и мультимедийных проектов она постоянно возвращалась к этому образу. Он манил ее своей загадочностью и глубокой философией.

– Про работы ребят можно смело сказать – это «живописные» полотна, трансформировавшиеся из декоративно-прикладного искусства, – отмечает куратор выставки, художник Патимат Гусейнова. – Художники отказываются от привычных цветов и техники создания. Милана и Руслан выставлялись ранее в других республиках, и их креативные работы – это нечто новое, вышедшее из почти забытого старого как некий ремикс, который не уступает оригинальному произведению.

Опыт молодых авторов показывает: наши предки передали нам свои знания и мастерство, нам же важно, не теряя и совершенствуя, передать их дальше. Это и есть преемственность поколений, на которой все зиждется и которую нельзя нарушать.

Тэги:
художник,

Похожие

«Мир внутри меня»

13
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

13
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

35
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

83
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

56
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

58
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

48
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

437
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

201
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Статьи из «Выставки»

На языке красоты

1
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

28
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

43
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

44
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

91
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

35
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

24
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...