Новое учебное пособие
Дагестан – один из специфических и многонациональных регионов Кавказа. Весьма своеобразна история народов Дагестана, находящегося на пересечении путей культурно-исторических связей народов Кавказа, Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы.
Издание книг по истории Дагестана – одна из важных задач историков.
По истории Дагестана опубликованы многотомные издания, монографии по отдельным этапам и проблемам, учебники, учебные пособия, в которых раскрывается прошлое многочисленных народностей и этнических групп края.
Многие темы дагестанской истории дальнейшее освещение получили в рецензируемом учебном пособии М. Гасанова, Э. Магомедовой «История Дагестана». При написании пособия авторами использованы сведения средневековых и местных авторов и историков, привлечены архивные документы и историко-этнографические данные, местные письменные источники, также основная кавказоведческая литература.
Несомненным достоинством книги является изложение истории Дагестана как неотъемлемой части истории народов Кавказа в его многогранных, не прекращавшихся взаимоотношениях. Глубоко и всесторонне освещены в пособии основные этапы развития дагестанского общества в рассматриваемый период.
Читатель найдет в нем много интересного о занятиях населения, очерчена территория и прослежены границы расселения народностей и этнических групп, охарактеризованы состояние экономики, культуры и социально-политическое устройство, локализация главных политических объединений.
Интересны страницы, посвященные развитию форм земельной собственности, земледелия, скотоводства, домашних промыслов, а также социальной структуры Дагестана. Интересен, познавателен рассказ о способах и путях распространения в Дагестане ислама, оказавшего существенное влияние на всю культуру и уклад жизни населения края.
В XVII-XVIII вв. на территории Дагестана существовали феодальные владения: Дербентский эмират, Табасаранское майсумство, владение кадия Табасарана, Аварское ханство, Казикумухское ханство, Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Цахурское султанство, десятки удельных владений и союзов сельских обществ. Авторы охарактеризовали состояние культуры и внешние торгово-экономические и политические связи народов Дагестана.
В книге освещаются вопросы, связанные с мусульманскими школами, деятельность дагестанских алимов Ш. Ободинского, М. Кудутлинского, Д. Мугинского, Шахбана Кюрягского, Гасана и Гаджимагомеда Зирдагских и др. В начале XVII в. был написан исторический труд «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акташи из Эндири, происходит накопление рукописей, обширной арабоязычной литературы. В книге показано возрастание роли литературы, приводятся фольклорные памятники.
Большое место в пособии занимают темы, связанные с политикой Ирана, Турции и России на Кавказе. Изложен разнообразный материал, освещающий героическую борьбу народов Дагестана против сефевидов, турецких султанов, а также русских воевод.
Освещены Каспийский поход Петра I, его причины и повод. Рассказывается о маршруте похода по территории Тарковского шамхала Адиль-Гирея, затем Утамышского султана, Кайтагского уцмия и вступлении войск в г. Дербент, где Петр I осмотрел главную крепостную стену Даг-Бары, посетил цитадель и дворец султана. Присоединение приморской территории Дагестана к России, отмечают авторы, содействовало экономическому и культурному сближению русского и дагестанских народов.
В учебном пособии изложена борьба дагестанских народов против иранских завоевателей в 30-40-х гг. XVIII в., рассказывается о походах 1734, 1735 годов, походе Надир-шаха 1741 г., о Дюбекском, Капкайском, Турчидагском, Андалалском и других сражениях, об «Иран-харабе», о руководителях дагестанских народов в борьбе с иноземными завоевателями.
Страницу за страницей приоткрывают авторы перед школьниками историю родного Дагестана. Именно приоткрывают, показывая, что за строкой учебного пособия осталось еще немало интересного, увлекательного и загадочного.
Есть разделы, посвященные культуре Дагестана. Как бы драматически ни складывалась судьба края, достижения в области культуры оставались относительно высокими. Авторы не ограничиваются общепринятой хроникой культурной жизни и количественной характеристикой. В пособии нашли отражение искания алимов, поэтов, противоречивость процессов национально-культурного развития дагестанских народов.
В книге приведены иллюстрации, схемы, карты, портреты поэтов, ученых, известных деятелей, хронологическая таблица событий, словарь сложных терминов.
Безусловно, импонирует свобода изложения материала, готовность авторов отстоять свою точку зрения по поднятым в пособии вопросам. Авторы стремятся не только передать читателю определенный запас фактических знаний, но и нацеливают его на приобретение навыков самостоятельной мыслительной работы, побуждают пробовать себя в научном поиске. И как нельзя лучше этой задаче служат система отбора и расположения материала, разнотипные блоки вопросов и заданий.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, учителей, преподавателей, научных сотрудников, всех, интересующихся историей Дагестана.