Новые локации, новые впечатления
Хранительница семейного очага, скромная горянка в национальном обличье, укачивающая в колыбели своего малолетнего ребенка, в окружении сына и дочери будто из прошлого столетия смотрит на нас.
Такова сюжетная композиция снимка «Даргинский национальный костюм» молодого дагестанского фотографа Заиры Магомедовой, признанного лучшим на Всероссийском грантовом конкурсе «Мама и дети в национальных костюмах народов России» (www.ethno-photo.com) в номинации «Патриотическое воспитание – сохранение традиционной культуры и ремесел народов страны».
– Старинная утварь, одежда, народные промыслы, этнический стиль всегда приковывали мое внимание, – признается фотограф и по совместительству ведущий специалист Центра традиционной культуры народов России «Кайтаги». — Представить всё многообразие культуры своего народа через национальный костюм – идея руководителя конкурса Ильнура Амирова. Он собрал на одной площадке представителей разных конфессий и политических взглядов. Я поддерживаю такие начинания, поэтому не могла остаться безучастной.
Искусством профессиональной фотографии Заира Магомедова увлеклась в 2014 году. До этого выпускница факультета начальных классов ДГПУ, педагог дополнительного образования Дома пионеров и школьников Кайтагского района, снимала для удовольствия. Любимое хобби не покидало девушку и тогда, когда она, овладев мастерством кайтагской вышивки, вместе с другими рукодельницами района стала обучать детей и подростков древнему ремеслу своих предков.
– Любовь к фотографии заложена в моих генах, – уверена З.Магомедова. – Дедушка Идрис был первым фотографом в нашем селе Карацан. Неописуемы впечатления, когда фотографии рождались не в фотолабораториях, а каким-то магическим образом из света и тени возникали на твоих глазах в дедушкином чулане. Мы с нетерпением ждали наступления ночи, было очень интересно наблюдать за этим магическим ритуалом.
Маленькой Заире хотелось быстрее вырасти и снимать на дедовский «Зенит» особенные эпизоды из жизни. Сейчас фотоаппарат хранится как семейная реликвия в отцовском доме. Девушке нравился сам процесс, это приносило колоссальное удовольствие.
Взаимодействие между фотографом и его моделью, новые локации и новые впечатления… – все это со временем стало тем, без чего она уже не представляет свою жизнь.
С опытом фотографии понемногу менялись. От автоматических настроек камеры Заира отошла довольно быстро, углубившись в изучение мануальных возможностей.
– Думаю, что настоящий фотограф не должен быт сытым, довольным результатами своего труда. У меня есть вдохновители, я наблюдаю за их творчеством, пытаюсь дотянуться до их уровня, анализирую, как они снимали, каким видели свет, – признается она. – Творческое развитие было бы незаметным, если бы не необходимость просматривать архив: за время занятий фотографией я выработала новые алгоритмы обработки снимков, совершенствую свои навыки. Благодаря такому саморазвитию мне становятся понятны многие вещи, в том числе и то, как снимают свои работы другие фотографы.
Большую роль, по словам Заиры, в этом деле играет настроение. Если оно у фотографа отменное, то передаётся и на модели. И неважно, снимаешь ли ты людей или пейзажи, блюдо или животных. Хорошее настроение – залог успеха.