Но, наверное, при всей известности у каждого человека есть свое представление о творчестве М. Шабанова, и вместе с тем неоднократно приходится убеждаться, что многие грани его таланта остаются неизвестными. Отличительной чертой художника была его способность живо откликаться на веяния времени и умение говорить со своим зрителем на понятном ему языке. Его произведения разных лет отражают дух, настроение той эпохи. В советские годы его произведения ярко характеризовали то, что называлось советским искусством: люди, отражающие дух той страны и ее преобразований: «1 Мая» (1967), «Праздник в ауле» (1979), «Революционный Дагестан» (1967), «Прощание» (1969), «Песня о мире» (1983). В тяжелые 1990-е годы, когда прекратилась государственная поддержка работников культуры, но возрос интерес к работам, которые могли бы украшать интерьер, пейзажи Магомеда Шабанова пользовались большой популярностью. В эти же годы по заказу Минкультуры РД он обращается к созданию цикла исторических картин, входящих в большой проект «История Дагестана в живописи». Художником написан ряд масштабных полотен «Ума-хан Аварский со своими сподвижниками» (1998), «Андалал.1741г. Накануне битвы с Надир-шахом» (1999), «Согратль, 1877 г. Шейх Абрурахман-Хаджи провозглашает четвертым имамом Дагестана своего сына Мухамед-Хаджи» (1999-2001). Эти полотна экспонируются в настоящее время в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи и в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова.
Думается, несколько менее известными остались для широкого зрителя его произведения 1980-х годов — замечательные пейзажи, стилистически отличные от выполненных в 1990-е годы, и прекрасные женские образы. Среди них стоит особо выделить представленные на выставке картины «Дагестанская мадонна» (1980), «Материнство» (1987), «Две сестры» (1983). Хочу особо выделить картину «Материнство». Композиция ее традиционна и восходит к эпохе Возрождения – образ молодой женщины с младенцем на руках. К этой теме – вечной, самоотверженной любви матери к ребенку – обращаются в 1980-е годы многие дагестанские художники: Х. Курбанов, В. Колесникова. Целую серию горских мадонн создала Г.П. Конопацкая. Все они прекрасны и значительны по-своему. Но у М. Шабанова его горянка с освещенным любовью лицом и малышом, напоминающим пока только живой сверток, из которого еще предстоит вырасти человеку, особенно трогательна и нежна.
Тема женщины-горянки вообще очень значительная в творчестве Магомеда Шабанова. Они – героини и его лирических зарисовок («Горянки», «Две горянки»), и больших значительных картин («Свадебное шествие», «Арбабаш», «Балхарки», «Женщины гор» и др.). Безусловно, М. Шабановым были написаны и запоминающиеся мужские образы: и на больших полотнах, где созданию каждого образа предшествовала отдельная разработка, и самостоятельные портреты, как, например, «Портрет участника гражданской войны в Дагестане» (1975), «Портрет У. Буйнакского» (1986) . Но, естественно, что лирическое начало художника наиболее проявилось в раскрытии «женской» темы. Нельзя не сказать и о замечательной способности Магомеда Шабанова откликаться в своем творчестве на важные события в жизни республики и страны в целом. Свидетельством такого отношения являются его картины «Переселенцы» (1988), «Памяти Зубутли» (1989), «Вести с Афгана» (1979).
В 1990-е годы М.М. Шабанов осваивает для себя новый язык абстрактного искусства. Но и в нем он вновь проявляет себя как талантливый художник. В этом жанре им написаны и сюжетные картины, и пейзажи («Абстракция», «Утро», «Серебряный свет», «Без названья», «Мелодия гор» и др.), и полотна, на которых художник пытается передать обобщенный образ Дагестана, олицетворенный в наиболее узнаваемых атрибутах его материальной культуры, знаках и символах («Из глубины веков», «Горские мотивы» др.) Эти сакральные символы, как отмечает искусствовед Н.Ф. Мусаева, узнаваемы и в дагестанской художественной культуре очень живучи.
Но в какой бы стилистике ни творил художник и как бы ни отличались его работы 1970-х и 2000-х годов, есть главное, что остается неизменным. Его огромная любовь к Дагестану, его культуре, его людям, талант и умение художника почувствовать и передать то, что волновало его. Какой бы сюжет ни был положен художником в основу картины, это рассказ о Дагестане. Желание понять его и поделиться своей любовью к нему. В творчестве М.М. Шабанова мы видим совершенно разноплановые произведения. Это и сюжетные зарисовки, и исторические картины, и замечательные портреты, и пейзажи, и абстрактные композиции. Выставочный проект «Магомед Шабанов, ретроспектива» представляет нам разные этапы творчества художника. Но в какие бы годы ни были созданы работы М. Шабанова, они остаются интересны и заставляют зрителя остановиться, задуматься. На выставке представлены произведения из собрания Музея им. П.С. Гамзатовой, собрания Союза художников РД, Национального музея, частных коллекций О. Омарова, К. Курбанова и семьи художника. Выставка дает представление о различных этапах творчества М.Шабанова, и вместе с тем мы понимаем, что формат, в котором следовало бы представить творчество мастера, должен был быть гораздо шире. Вместе с тем, я думаю, что зритель, посетив выставку, безусловно, откроет для себя творчество нового, неизвестного ему М. Шабанова и увидит работы, которые впервые представлены для широкого зрителя.