О чем говорят камни
Высоко в горах Дахадаевского района затеряно одно из первых мусульманских поселений на территории нашей страны и всей юго-восточной Европы. Имя ему – Кала-Корейш. Несмотря на труднодоступность, в него стремятся попасть туристы и паломники. Однако время, ветер и дождь беспощадны к памятникам, находящимся под открытым небом.
Музей Ее Величества
Музей Виктории и Альберта – крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Он входит в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира, а его коллекции насчитывают более четырёх миллионов предметов. Основала музей в середине XIX века королева Виктория, а её супруг принц Альберт внёс большой вклад в формирование коллекций, скупая на свои средства старинные и современные образцы искусства.
В декабре минувшего года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне открылась выставка «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша», организованная благотворительным фондом Зиявудина Магомедова «Пери». В экспозиции представлены не оригинальные объекты, а копии.
На этой неделе выставка завершает свою работу, и мы решили рассказать, как она оказалась в Туманном Альбионе и чем запомнилась англичанам.
– На монтаж выставки было очень мало времени, поэтому мы работали буквально до последних минут, – рассказывает один из кураторов выставки в Британском музее Андрей Рымарь. – Было довольно много посетителей, в том числе представители музеев – участников заключительной конференции по копированию объектов культурного наследия. Как нам показалось, им было интересно. Пространство в лондонском музее отличается от Эрмитажа, и мы с Ксенией Филатовой (сокуратором и художником выставки) придумали другой сценарий расположения объектов. Кроме того, удалось подробнее расписать моменты, связанные с технологиями изучения объектов, с историей некоторых орнаментов. Мы даже привлекли в качестве сравнительного материала несколько пиктских орнаментов, чтобы, так сказать, укоренить экспозицию в английской почве. С английскими коллегами работать было очень интересно, поскольку они серьезно вникали в процесс, у них было множество вопросов и предложений и по дизайну, и по текстам, и по расположению экспонатов.
По словам Андрея Рымаря, в мире вообще сейчас большой интерес к культурам, которые сохранили свои традиции, технологии традиционных ремесел. Наследие Дагестана занимает на этом фоне не последнее место. Изделия кубачинских мастеров, например, хранятся в Лувре и в том же Музее Виктории и Альберта. Или, например, мы помним историю профессора Роберта Ченснера из Оксфорда, который своей книгой о кайтагской вышивке дал огромный толчок к возрождению этого промысла.
Заброшенное село древней династии
Cело Кала-Корейш расположено на вершине труднодоступной горы и в средние века было столицей воинственного ханства – Кайтагского уцмийства и очагом распространения ислама на Северном Кавказе. На его кладбище покоятся правители с ХII по ХIХ вв. Впоследствии жители все больше расселялись на равнинах, село оказалось заброшенным. Из-за своего расположения селение практически не исследовано учеными.
В 2015 году в рамках программы «Культурное наследие 2.0» фонда «Пери» международная команда в составе специалистов испанского фонда «Фактум» и фотографов из Дагестана отправилась в экспедицию в Кала-Корейш для проведения работ по созданию 3D-модели древнего мусульманского поселения. С помощью фотоаппарата с разных ракурсов делали множество снимков небольших участков объекта, а затем специальные программы «склеивали» из них объемную модель. «Важным было то, что специалисты «Фактума» не делали все сами, а обучали дагестанских фотографов, то есть эти технологии остались здесь. Сейчас «Пери» и «Фактум» по такой же схеме оцифровывают фрески Ферапонтова монастыря в Вологодской области. В расшифровке текстов помогал Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.
Ворота мечети, надмогильные плиты, надгробия в форме саркофагов – именно они в виде копий стали экспонатами выставки.
– У нас были копии надгробий из Кала-Корейша, сделанные по 3D-моделям. Это была резьба электронной фрезой по камню и дереву, а также гипсовая отливка, – рассказывает один из кураторов выставки в Лондоне Андрей Рымарь. – Мы попытались не просто показать эти экспонаты, а рассказать историю каждого элемента, орнамента, каждой надписи с помощью самых разных технологий. Например, на копию надгробия уцмия Мухаммад-хана с помощью проекторов проецируется изображение того, как надгробие выглядит сейчас, затем изображение того, как оно выглядело 400 лет назад, когда было раскрашено. Подсвечивался каждый элемент орнамента и давалась информация о его значении, фотографии подобных ему орнаментов в других странах. Был объект с «дополненной реальностью»: глядя на эстамп сквозь планшет, можно было увидеть, как выглядит сам камень, с которого сделан эстамп, «кликать» по разным его зонам и получать о них информацию.
Выставке предшествовала большая работа целой группы ученых из Института истории, археологии и этнографии Дагестанского ДНЦ РАН во главе с Махачом Мусаевым. Они много раз ездили в Кала-Корейш, расшифровывали каждую надпись. Много раз кураторы выставки консультировались и с искусствоведом Мисриханом Маммаевым, и с врио председателя ДНЦ РАН Муртазали Гаджиевым.
Цифровая жизнь артефактов
Впервые выставка «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша» была показана в 2017 году в Государственном Эрмитаже. Для этого музея она стала первым опытом работы с копиями, ранее музей выставлял только оригиналы. Фонд «Пери» и музей Виктории и Альберта стали основными инициаторами разработки новой программы копирования объектов культурного наследия. «Это была серия встреч музейщиков со всего мира, во время которых обсуждалось множество связанных с этим вопросов. Например, как в связи с новыми возможностями технологий можно сделать культурное наследие более доступным и как при этом все-таки сохранить уважение к подлинникам, сохранить их уникальность. В этом контексте наша выставка была своего рода исследованием того, как можно показывать в музее копии и при этом компенсировать отсутствие «ауры подлинника» чем-то еще – средствами мультимедиа, например», – говорит куратор.
Смерть – это дверь
Надписи на надгробиях – строки из Корана, а еще стихи и философские изречения поэтов Средневековья, говорящие о неизбежности смерти, о тленности всего земного. «Сгинули все, и некому поведать тебе», «Покинули все этот свет, и нет ответа от них», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?», «Смерть – это дверь». Сколько правды и мудрости в этих строках и покорности неумолимому времени, которому подвержены не только люди, но и камни.
Но не все так печально, как в строках средневековых поэтов. Благодаря современным технологиям древние артефакты получат новую жизнь «в цифре», теперь уже, надеемся, вечную. Ну а мы, в отличие от англичан, можем все это богатство увидеть не в копиях, а в оригинале и даже потрогать руками. Пока еще можем…