Обаяние советской периодики
Читать книгу по Интернету, по-моему, это то же, что рассматривать ювелирное изделие Мастера по фотографии или цветную репродукцию картины в пусть даже красочном журнале, а не «живьем» в выставочном зале.
Старших людей беспокоит почти исчезнувшая привычка у молодого поколения к чтению. Ему достаточно короткой информации. Становится не по себе, когда видишь погруженного в виртуальный мир молодого человека, из чьей души вымываются любознательность, интерес к закатам и восходам, интерес знать, кто такие Ключевский и Достоевский… Растет число продвинутых потребителей информации, а не нравственно здоровых личностей. И как результат – обедненная, примитивная, разговорная речь, где главные слова по любому поводу: «супер», «клёво», «классно», «железно», а еще «отстой», «ништяк»… Когда слышу: «сникерсни», «сфоткай меня», во мне клокочет негодование, чувствую, как в мозге гибнут нервные клетки. Катастрофически теряется культура речи.
Ограничиваясь информацией в сетях, молодежь не то что книг, даже газет не читает. Но новости в Интернете, в ведущих поисковиках рассказывают о том, что уже произошло. А газеты с их комментариями, анализом профессионалов нередко предвосхищают события, готовят общество к ним, предлагают актуальные новости. Журналистский прогноз может изменить настроение в обществе. Многие события мы видим именно так, как их отображает периодическая печать, поэтому на современных СМИ лежит особая ответственность.
Однако год от года популярность периодики снижается. И это серьезно озаботило работников Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале, вернее, небольшой коллектив в шесть человек отдела текущих и новых поступлений периодической печати. Марият Абасова и Людмила Юсупова при поддержке директора библиотеки Али Алиева запустили проект «Ретропериодика. Читаем заново». Обыденность посетителям библиотеки не интересна, а генератору идей библиотекарю с 14-летним стажем Л. Юсуповой хотелось чем-то их увлечь, даже удивить.
В самый посещаемый день «Библионочи», обширная программа которой принимает посетителей с утра до позднего вечера, решено было провести экскурсию по библиотеке, включая хранилища, с театрализованным представлением для детей с участием популярного Гарри Поттера, пригласившего их к стенду с любимым прошлыми поколениями ребят журналом «Мурзилка». В ходе рассказа о нем выявился неподдельный интерес детей к статьям, иллюстрациям журнала.
По программе Минкульта «Культура – детям села» приехало много детей из районов Дагестана. Они впервые попали в такое огромное здание библиотеки с морем книг и журналов. С удивлением и восторгом дети брали в руки красочные издания, по-особому живо воспринимали открытый для них мир. Несомненно, вернувшись домой, они заинтересованно пойдут в местную библиотеку, чтобы продолжить общение с книгой, журналом.
А в полдень потянулись к стендам студенты со своим открытием газет и журналов прошлых лет. Они впервые увидели «Работницу», которая заинтересовала искренностью, доверительным стилем общения с читателем.
Узнали историю журнала, основанного более ста лет назад В. Лениным с целью защиты интересов женщин. Но и в советское время это издание было весьма популярно, тираж его превышал 12 миллионов (!) экземпляров, а число читателей было кратно больше.
С 1939 года библиотека в Махачкале выписывала журнал «Знамя», наиболее читаемый в стране. Студенты перелистывали «толстые» журналы «Нева», «Октябрь», «Юность», которые открывали для читателя новых авторов, чьи произведения в свое время зачитывали до дыр. Эта серьезная, интеллектуальная литература, критика, публицистика оказались интересными молодежи. Многие записывали имена авторов, чьи произведения опубликованы в журналах, чтобы познакомиться с ними на досуге.
Нашел заинтересованного читателя и специализированный журнал «Наука и жизнь», цель которого – внедрение достижений науки в массы, с его литературным слогом и максимально понятной формой изложения научных достижений.
Немало людей узнали о педагогической, юридической периодике, изданиях по ведению бизнеса, банковскому делу. Годовая подписка теперь на некоторые из них доходит до 50 тыс. рублей. И, конечно же, многие поняли, что их прямой путь к успеху лежит через библиотеку.
Теперь ретрожурналы «Огонек», «Советская женщина», «Звезда», «Крокодил» и другие не залеживаются в фондах, а в активном пользовании, как и газеты «Литературная», «Культура», «Советская Россия» и ряд других, рассказывающих об атмосфере доброты и наивности, державном покое в стране, вере в будущее, коими жили советские люди. Появились такие, которые «подсели» на газеты прошлого.
Периодика ретро вовсе не тянет во вчерашнее, она дает возможность читателям видеть и понимать людей другого поколения, знать, как строилась дружба народов, сопереживать увиденному благодаря фотографиям, осознавать, что газеты были источником выверенной информации, не гнались за дешевыми сенсациями и не печатали фейки в погоне за тиражами. А потому люди доверяли прессе. Они были уверены: раз пишут в газете – значит, это правда, если в газете критикуют, то обязательно будет соответствующая реакция.
По долголетнему опыту работы в «Дагестанской правде» я помню, как на наши критические публикации мгновенно реагировала власть: за заводской брак, халатность, казнокрадство, куначество должностных лиц, ложные обвинения и другие злоупотребления на службе лишали должностей, заводили следственное дело, осуждали в коллективах… Отписываться пустопорожними словами на критику в газете строго возбранялось. Газеты ретро – это действенный и проверенный документ, отражающий ту эпоху, потому неожиданно для отдела периодики Национальной библиотеки так интересен читателю.
Апробация проекта «Ретропериодика. Читаем заново» состоялась. Необъяснимое обаяние советских газет и журналов привело в этот отдел более 500 читателей. Связь времен через периодику прошлых лет продолжается на выставочных стеллажах, выставках, в беседах-лекциях по обширной тематике и в будущем будет способствовать не только привлечению людей в библиотеку и росту интереса к чтению, но и к культуре чтения, культуре речи и общения. Это шаг к тому, чтобы не произошло отчуждения людей друг от друга и внутреннего омертвления общества.