X
10:19 16.02.2022

Обогащая уникальное ремесло

Выставка кубачинского мастера-ювелира Абдулгамида Канаева проходит в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. Гамзатовой в рамках объявленного в стране Года культурного наследия народов России. В экспозиции представлены декоративные панно, старые светильники, а также холодное оружие, украшенное мастером.

Уникальность экспонируемых предметов заключается в том, что они выполнены в сложной и практически неиспользуемой сейчас технике насечки золотом и серебром по вороненой стали, отметила на открытии директор музея Салихат Гамзатова.

Основу выставки составляют декоративные панно-плакетки с эпиграфической и орнаментальной композициями. Различные исламские каллиграфические композиции возносят благодарность и хвалу Всевышнему.

«Выставка называется «Бисмиллях…», так как в этой фразе скрыто очень много сакрального. Для автора эти работы не только реализация творческих идей, но и его выражение благодарности Всевышнему. За всё, что у нас происходит в жизни, за всё, что нас окружает, мы выражаем благодарность Создателю. И если в старину при начале работы каждый человек произносил эти слова благодарности, то сейчас это стало нивелироваться. Молодежь, если и произносит их, то не вкладывает сложных смыслов. Важна суть и какие изначально вкладываются внутренние помыслы в произносимое», – рассказывает куратор выставки, заведующий отделом изобразительного искусства музея Александр Сергеев.

Первую плакетку из представленной серии Абдулгамид Канаев выполнил в 2017 году. Эпиграфическая композиция, выполненная в технике насечки золотом и серебром, повторяет известный хадис «Аллах красив и любит красоту». Всего за эти годы автор изготовил около 20 плакеток с использованием в орнаменте арабских каллиграфических композиций, восхваляющих Всевышнего.

«В XX веке насечка золотом по металлу практически исчезла. На тот момент единственным кубачинцем, работавшим в этой сложной технике, был выдающийся мастер Гаджибахмуд Магомедов. Абдулгамид Канаев – потомственный мастер-ювелир как по отцовской линии, так и по материнской. От деда ему перешли две реликвии: рамка для фотографии с насечкой золотом и рабочий молоток. В 20-летнем возрасте он с этим молотком пришел к Гаджибахмуду Магомедову и сказал, что хочет обучаться у него», – рассказал Сергеев.

Тот самый молоточек и рамка 1950 года представлены на выставке отдельной экспозицией. Кроме того, показаны и другие инструменты, которыми работает мастер. А для наглядности технологии рядом с ними помещена стальная пластина с глубокой гравировкой и незавершенной насечкой золотом. С помощью долота, зубила и молоточка выбивается рисунок, делаются специальные бороздки, куда затем вбивается золотая либо серебряная нить диаметром меньше миллиметра, а затем всё это проходит несколько этапов обработки, объяснил принцип работы мастера Сергеев. По опыту старых кубачинских мастеров Канаев обогащает и усложняет работу нанесением поверх насечки финишного гравированного орнамента.

За основу в своих работах мастер брал известные каллиграфические композиции из изобразительной культуры прошлого, известные орнаментальные медальоны как из родного села Кубачи, так и различные исламские композиции.

К примеру, на одной из плакеток высечена надпись, которая содержится на камне древней кубачинской Джума-мечети XV века. Он ее доработал, привнес кубачинский орнамент, немного изменил шрифт.

На другой работе изображена композиция с древнего кубачинского каменного рельефа XIV–XV веков «Сцена загонной охоты», оригинал которого находится в Эрмитаже. Все представленные композиции обрамлены в оклады, вырезанные из дерева по авторским или разработанным совместно с Канаевым эскизам мастером-краснодеревщиком Меджидом Ахмедхановым.

Помимо стали, Канаев работает с насечкой и на слоновой кости. В экспозиции представлены современное холодное оружие разных оружейников. Рукоятки из слоновой кости, ножны, клинки шашек и кинжалов декорированы умельцем.

«При оформлении использованы богатый орнамент и финишная гравировка. Про технологию можно рассказывать много и подробно, но лучше, конечно, просто смотреть и наслаждаться», – отметил Александр Сергеев.

В прошлом и уже в этом году Абдулгамид Канаев украсил гравировкой и насечкой два бронзовых светильника (чираг) XIX века. Оба этих экспоната представлены на выставке. В экспозиционном зале установлен и экран, на котором демонстрируются выставки, но в увеличенном размере, чтобы посетители могли рассмотреть всю сложность работы мастера.

Статьи из «Выставки»

Феномен Айсакадиева

7
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Какого цвета Дагестан?

75
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

14
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

15
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

56
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

95
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

52
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

40
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

24
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

30
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...