Его история – это доказательство того, что истинный талант не обязательно рождается в стенах художественных академий. Нередко он вызревает из единения с материалом и искренней любви к своему делу.
По профессии Нурмагомед – сварщик, выпускник ПТУ 1992 года. Много лет проработал в мастерской, окруженный железом, которое для большинства было обычным сырьем или отходами. Но для него металл всегда являлся чем-то большим. Он видел в изогнутой проволоке изгиб спины насекомого, в старых велосипедных цепях – кольчугу сказочного воина, а в причудливой шестеренке – основу для будущего цветка.
Толчком к творчеству стала обыденная и вместе с тем вечная причина – желание сотворить чудо для своего ребенка. Так, он в свое время создал для маленького сына первую скульптуру, используя в качестве головы старого человечка ненужный железный чайник. Эта работа, рожденная из отцовской любви, разбудила в нем художника. Постепенно хобби, которому он предавался в свободные от основной работы минуты, переросло в нечто большее.
Уникальность метода Омарова в его импровизационности и интуитивности. Он не делает предварительных эскизов, не чертит проекты. Будущий образ рождается спонтанно, подсказанный самой формой найденного металлического обломка. Мастер говорит, что спешит воплотить те или иные образы, пока не иссякло вдохновение. Его техника сварной стали – магия, позволяющая груде разношерстного лома обрести невероятную динамику, легкость и цельность. Кажется, что «Железные музыканты» вот-вот заиграют, а сказочные существа сойдут со своего пьедестала.
Судьбоносной для мастера стала встреча с руководством Музея истории Махачкалы около 7 лет назад. Тогда музейщики искали не просто ремесленника, а художника, тонко чувствующего металл, для создания городских инсталляций в рамках проекта «Махачкала в перечне». Коллеги посоветовали обратить внимание на Нурмагомеда, человека, который с металлом на «ты». Это сотрудничество оказалось невероятно плодотворным: проект музея был реализован, а в его стенах состоялась персональная выставка под лаконичным названием «Железо», открывшая творчество мастера широкой публике.
По сей день музейщики очень высоко ценят его творческий дар, отмечая работы с мощным экологическим звучанием. Скульптуры, уже украшающие городские пространства и частные коллекции, обладают удивительной способностью преображать среду, заставляя жителей по-новому взглянуть на привычные парки и улицы. Команда городского музея выражает надежду, что власти заметят уникального мастера и привлекут его к масштабному оформлению города.
История Нурмагомеда Омарова – вдохновляющий пример того, как искусство может прорасти из самых недр обычной жизни, преображая всё вокруг: и материал, и городское пространство, и сердца людей. Неподатливое железо, прошедшее через руки творца, обретает душу и голос, чтобы рассказать удивительную историю второго рождения.