Образы нашего времени
Сразу два выставочных проекта, повествующих о творчестве художников современности, экспонируются в эти дни в столице республики. Первый – персональная выставка Мурада Халилова «Ухху» – представляет вниманию посетителей особое видение автором темы моря, а второй – коллективный проект «WORKSHOP итоги 2018/19» – знакомит с работами художников-современников, которые создавались в Центре этнической культуры в течение года в рамках проекта «Открытые субботние мастерские».
Суббота – день сотворчества
Когда в Махачкале появилась площадка этноцентра, художники и вообще творческие люди, по достоинству оценившие новую культурную локацию и ее возможности, стали нередко собираться в выставочном зале и работать над своими проектами и проводить мастер-классы. И вот, наблюдая за всем этим, художник Патимат Гусейнова-Шаруханова, по совместительству арт-директор выставочного зала Центра решила, что неплохо было бы организовать при нем мастерскую, где бы могли работать все художники. Задумка была претворена в жизнь, и вскоре о традиции «собираться по субботам у Пати» узнали многие.
– Сама идея проекта зародилась задолго до того, как были созданы условия для его воплощения в жизнь. С созданием уютной площадки ЦЭК появилась возможность собираться периодически за чашкой чая с целью посмотреть текущую выставку, поговорить о важном. В результате были отобраны, структурированы и поданы идеи многих текущих проектов, – рассказывает Патимат.
Что вообще означает слово «воркшоп»? Оно включает в себя два значения: work – работа и shop – магазин, но если вы попробуете соединить эти слова и набрать в Google-переводчик, то появится прямой ответ workshop-мастерская.
– Среди наших основных задач – обмен опытом и секретами мастерства, привлечение людей в искусство, совместные исследования и практики. Для художника важно уединение в личном пространстве, но наступает момент, когда нужно «глотнуть свежего воздуха», посмотреть на свой творческий путь со стороны и обогатить его, – говорит Гусейнова-Шаруханова.
Как итог – более 60 авторских работ известных дагестанских авторов, созданных в самых разных стилях, жанрах и техниках. Кто-то предпочел поработать в портрете и запечатлел образы современников. А кто-то решил украсить полотно красками цветов, летних фруктов и написал серию натюрмортов. Нашлось место и абстракции. Каждая картина – это особое видение художника, его индивидуальный почерк, неповторимость образов и метафор.
Море и кубачинки
Когда в Сети появилась новость об открытии XII персональной выставки дагестанского художника Мурада Халилова под названием «Ухху», лакская аудитория сразу же оживилась, ведь в переводе с лакского «ухху» значит «заходи». «Куда это интересно нас приглашают зайти?» – задавались вопросом знакомые лакцы. А приглашал художник всех в Музей истории города Махачкалы, чтобы увидеть, каким разным может быть море и все, что с ним связано. Именно поэтому автор и назвал свой выставочный проект «Ухху» – в переводе с кубачинского – «море».
В каждой картине представлено море в различных его ипостасях: городской пляж, загородный пляж, лунный берег, шторм, волны и т.д. Также в экспозиции есть множество копий известных произведений классиков-живописцев – Айвазовского, Тернера и других, где в центре внимания морская тема. Объединяют все работы образы четырех кубачинок. Путешествуя в океане искусства, они оказываются в самых разных концах планеты, но в итоге возвращаются в Дагестан, где умиротворенно слушают шум волн Каспия.
Как девушки в казах, отправившись в далекое путешествие, вдруг встретились с Кинг-Конгом, Годзиллой, вошли в полотна мировой живописной классики? На это Мурад Халилов отвечать точно не берется, отмечает лишь, что как-то увидел сон, в котором были и море, и кубачинки, а сон, как мы знаем, может соединить несоединимое.
– В произведения классиков мои героини попали неожиданно для меня самого. Я просто решил попробовать скопировать известные полотна, чтобы немного поучиться у знаменитых мастеров. Но когда приступил к работе, понял, что просто копировать неинтересно, и пришла идея включить в сюжеты картин образы кубачинских женщин. Так появилась целая серия. А потом эти же кубачинки стали героинями работ, на которых изображены уже наше море и наши пляжи.
– А что вы хотите сказать посетителям выставки своими работами?
– Каждый художник, конечно же, вкладывает определенные смыслы в свои произведения и в выставочные проекты, но когда это все озвучено, создаются какие-то рамки, за которые воображение тех, кто посетит выставку, уже не выйдет. А хочется, чтобы как раз таки вышло, чтобы каждый находил что-то свое в картинах, складывал из образов, которые он тут увидит, свой пазл, нашел свою метафору. Поэтому говорить точно, что да как, мне не хочется.
Такое вот оригинальное приглашение художника прийти в музей и самим увидеть работы. К слову, выставка будет представлена до 20 октября.