Обретение красоты


Театр – искусство синтетическое: здесь в художественном и идейном единстве присутствуют литература, музыка, рисунок, вокал, хореография, режиссура, сценография. Каждое из этих искусств выполняет свою функцию, и только их гармония порождает то, что может взволновать зрителя, вызвать у него восторг и трепет.
А сегодня мой рассказ о театральном художнике – человеке, на котором лежит особая миссия: своими декорациями и сценографическими решениями он формирует время и место действия, отражает социальные статусы героев и их психику. Чтобы достичь этого, от художника требуется не только большая фантазия, но и глубокие знания эпохи, ему надлежит иметь свою точку зрения на происходящие на сцене события.
Таков главный художник Лакского музыкально-драматического театра им. Э.Капиева, заслуженный художник РД Аскар Аскаров. Окончив Дагестанское художественное училище, он начал работать в школе в Карабудахкенте. Но любовь к оформительскому искусству победила все остальные грани таланта. Аскар полностью погружается в рисование и уверенно выдвигает свои работы на художественных выставках.
Тяга к постижению тайн профессии художника и совершенствованию мастерства всегда жила в Аскаре. Этим и объясняется его приезд в Ленинградскую академию художеств. Попадает он на курсы театральных художников. Эта, казалось бы, случайность на деле оказалась новым поворотом в профессиональной судьбе молодого мастера. Аскар стал театральным художником, а театр — его судьбой.
Карьера театрального художника для Аскара началась с экспериментального театра-студии «Колесо», которым руководил Биймурза Мантаев. С тех пор прошло много времени. Ныне декоратор и сценограф Аскаров прочно утвердился на сценах дагестанских театров: пока что не оформил постановки только в Азербайджанском, Табасаранском театрах и Театре оперы и балета. За все годы работы в театре художник оформил 75 спектаклей. Это завидный творческий капитал.
С оригинальными театральными решениями художника А.Аскарова зрители и искусствоведы знакомы не только в нашей республике, но и за ее пределами. Спектакли в его оформлении не раз удостаивались призов и премий на авторитетных театральных фестивалях.
«Черный день» и «Дом Бернарды Альбы» оценены как лучшие спектакли театрального фестиваля республик Северного Кавказа. Поставленный в Даргинском музыкально-драматическом театре им. О. Батырая, спектакль «Завещание» в художественном оформлении Аскарова на фестивале в Саранске признали как самый яркий.
У каждого театрального художника бывают особо любимые спектакли. Есть они и у Аскара. Это «Охота на крыс» А.Туррини, «Я твой палач» Ж.-П.Сартра, «Очаг Шахсалан» В.Эфендиева, «Лудильщики» Г.Саидова, «Как похищают красавиц» Б.Аппаева, «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера.
Художник тонко ощущает сценическое пространство. Сценографические его решения исключают громоздкость, оттого и создается удобная для игры сценическая свобода.
Создавая декорации, А.Аскаров не теряет чувства меры в выразительности. Каждый штрих, мазок, рисунок точно отражают значимость проблемы и идейность спектакля. Поэтому работа этого художника всегда красива, независимо от жанра и настроя спектакля: веселая ли это комедия или напряженная драма.
Статьи из «Культура»
Интересные и малоизученные

Поэтические старожилы

От костров до зелёных ростков

Прекрасное далёко…

«Песни сами ко мне приходят»

Петр I и Дагестан
