Обряду имянаречения в Дагестане придавалось особое значение, поскольку, называя младенца именем сразу после рождения, его, по народным представлениям, можно оградить от нечистой силы, которой легче «справиться» с безымянным, не наделенным человеческим именем ребенком. Осознание перемен, которые могли произойти с новым человеком вслед за наречением имени, было характерно для многих народов мира, в том числе и для малочисленных народов Дагестана.
По представлениям дагестанцев, через имя передаются ребенку те же положительные и отрицательные качества, которыми при жизни обладал владелец имени (если дается имя конкретного человека, известного или родственника), ребенок даже внешне становится похожим на него. Из-за подобных соображений младенца не называли именем умершего или погибшего родственника-подростка. По традициям народов Дагестана имя, которое однажды принадлежало семье или тухуму, по возможности должно сохраняться в последующих поколениях.
Возможно, по этой причине к имени безвременно умершего взрослого или подростка добавляли еще одно, называя ребенка двойным именем. Добавляли чаще всего имена пророков Мухаммеда или Али (например, Али-Султан, Али-Акбар, Магомед-Султан, Магомед-Али и так далее). Двойные имена распространены у народов Дагестана не только по вышеназванной причине: двумя именами сразу нарекали ребенка и в том случае, когда требовалось присвоить имена двух умерших родственников, а дитя было одно. В таком случае имя более близкого родственника ставили на первое место.
Если ребенок часто болел, то причину видели в неудачном выборе имени и его меняли. Случалось, что обновляли имя даже через года после рождения, поскольку считали, что прежнее имя «не дошло» до ребенка, «не прилипло» к нему, не сроднилось с ним. По народным представлениям имя надо поменять, чтобы запутать нечистую силу, которая вредила ребенку или даже подростку, насылая на него болезни. При этом ритуал переименования, обновления имени проходил с соблюдением всех обрядовых мелочей, которые были характерны и для первого имянаречения. Обычай этот был распространен не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе.
При выборе имени младенцу часто руководствовались и религиозно-магическими представлениями, призванными «обеспечить желаемые характерные качества» и направить его судьбу в праведное русло.
Среди собственных имен почти каждого из народов Дагестана встречались арабо-персидские, общетюркские, аланские, грузинские, адыгские имена, что являлось ярким свидетельством наличия субстратного пласта культуры и взаимовлияний.
Обряд имянаречения прост. Мулла берет младенца на руки и произносит: «Во имя Бога», затем читает молитву в правое ухо малыша. Молитва короткая, и, быстро прочитав ее и в другое ухо, всего три раза, он восклицает: «Да будет он Ахмед!» (или Магомед, Идрис, Иса…). После чего присутствующие на этом обряде повторяют сразу: «Ахмед, Ахмед! Да благословит его Аллах!» Вот и вся церемония наречения имени младенцу. А когда гости прощаются с хозяином после праздничного угощения, каждый отдельно желает младенцу доброго здоровья и долгой жизни.
У народов Дагестана среди самых распространенных мусульманских мужских имен первое место до сих пор отведено именам пророков, святых, а среди женских — именам из мусульманского именника. Тем не менее продолжали бытовать имена-обереги, имена-качества, имена-пожелания и множество других, по которым безошибочно можно было узнать, в какой части Дагестана родился ребенок.