X
16:15 14.09.2022

Одеться в золотой орнамент

После всех домашних хлопот вечерами она усаживалась на тахте (а иногда на полу) и бралась за любимое дело, доставшееся в наследство от бабушки, – вышивание.

В течение столетий дагестанские умелицы выработали множество приёмов художественной вышивки с использованием различных нитей и тканей. И во все времена женщины любили наряжаться и умели создавать прекрасное. Весь свой духовный мир переносили в том числе и на ткань. Узоры обретали смысл и несли в себе значение, чаще всего они служили оберегом и сопровождали на протяжении жизни.

Рассказывают, что у некоторых народов Дагестана было и такое, что молодые люди ещё до свадьбы в знак взаимной симпатии могли обмениваться подарками: парню дарили вышитый кисет или носовой платок, девушки получали серебряные украшения. А ханы и уздени требовали коня с дорогой сбруей и бархатной попоной, вышитой золотом: среди свадебных подношений предпочтение отдавалось именно золотошвейным изделиям, изготовленным известными мастерицами.

А когда мужчина отправлялся на войну или в дальний путь, женщина собирала его в дорогу и клала водоносную флягу в форме женской груди (она оберегала воина, придавала сил), а также пришивала к седлу коня обереги и всегда молилась, чтобы он вернулся домой невредимым. Приходилось мужчине облачаться и в кольчугу. Историки поясняют, что каждое кольцо, которое ковалось кузнецом, заговаривалось на защиту воина в бою. По рассказам старших, если сегодня одно такое кольцо повесить на новорожденного, то оно непременно убережёт его от дурного глаза и недугов.

Защищала в дальних походах и вышивка, где каждый рисунок – мольба, она непременно оградит любимого человека от беды.

У народов Дагестана были свои узоры. Например, трудоёмкий и изысканный традиционный орнамент «гюлевете» складывался из отдельных рисунков и применялся кумыкскими рукодельницами с использованием квадратных пялец для декорирования золотым шитьём обуви, манжет платьев, башлыков.

Был у кумыков и обычай, связанный с этим видом прикладного искусства. Засватанной девушке за месяц до свадьбы не полагалось выходить из дома. Всё это время она занималась вышиванием. Результат её творчества должен был стать лучшим украшением будущего дома. Девушка старательно выводила орнамент на бязи, зная, что после свадьбы гости обязательно будут рассматривать, оценивать убранство её комнаты и, конечно, обсуждать, насколько хорошо та владеет искусством вышивания.

Есть и другой не менее интересный обычай, о котором сегодня многие позабыли, но старожилы помнят, как это было. Будучи ещё засватанной, девушка готовила носовые платки для друзей своего жениха. Вырезала прямоугольные куски бязи или шёлка, обрабатывала края: в одном углу вышивала растительный орнамент, в другом выводила имя друга жениха. Именные платочки находили своих хозяев во время свадебной церемонии.

Этот вид народного искусства стал объектом внимания многих учёных, и они отмечают большое разнообразие традиций. Этнограф Фатима Гаджалова в научном труде рассказывает:

«По нашим подсчётам в Дагестане получили развитие более пятнадцати видов техники вышивки, изготовления басонных изделий и бахромы. В XVI в. – первой трети XX в. здесь развивалась вышивка некрученым шёлком по хлопчатобумажной основе (кайтагская вышивка), в XIX – начале XX в. были распространены вышивки золотой нитью вприкреп, тамбуром, гладью, вышивки с жемчугом, с бисером.

В начале XX в. вышивали гладью, сочетая золотые нити с цветным шёлком. Получили развитие вышивка гладью с шёлком, вышивка с блёстками. В это же время появились комбинированные техники счётной глади с крестиком. С середины XX в. в кубачинской вышивке бытуют приёмы шитья строчкой, мережки, продержки цветной нити. Традиционная вышивка – яркий образец устойчивого сохранения в этнокультуре нового времени знаков, символов магического характера, типичных для древнего и средневекового Дагестана. Об этом свидетельствуют солярные (свастические и др.), антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные мотивы геометрического характера, использованные в вышивках даргинскими, кубачинскими, кумыкскими, лакскими, аварскими мастерицами.

Широкое распространение в вышивке Дагестана конца XIX–XX вв. получил растительный орнамент, мотивы которого были заимствованы мастерицами из произведений ювелирного искусства. В это же время появились новые узоры в виде различных эмблем (гербы, фигура полумесяца со звездой и др.)».

Дагестанские мастерицы перенимали опыт соседних и дальних народов и создавали свои произведения искусства. Женщины любили украшать вышивкой все виды одежды. Ею оформляли предметы быта, мешочки для пуль, кисеты, свадебные сумочки, кошельки, башлык и много чего ещё… Некоторые образцы женского рукоделия дошли до нас спустя столетия и стали культурным наследием народов Дагестана. Сегодня их можно увидеть в витринах музеев, частных коллекциях и всё реже – в бабушкином сундуке.

Статьи из «Культура»

Классный праздник!

1
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

8
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

19
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

16
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

14
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

103
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

112
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

52
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

31
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...