Конкурс проводится с целью приобщения учащейся молодежи к ценностям арабо-мусульманской культуры, противодействия распространению псевдоисламской и экстремистской идеологии, а также выявления людей, обладающих знаниями и талантом в арабской каллиграфии, поощрения их стремлений к духовному совершенствованию.
В конкурсе могут участвовать все желающие, самостоятельно выполнившие свои работы. Вот почему количество каллиграфических рисунков бывает огромным, и рассматриваются они в два этапа: отборочный и финальный. На первом этапе отбираются те работы, авторы которых показали правильный выбор темы, отсутствие орфографических ошибок в арабском тексте. Каллиграфия должна быть сделана вручную, без использования какой бы то ни было техники. Лучшие пять работ, которые отвечают важности темы, оригинальности изображения, эстетичности и нормам изобразительного искусства выходят в финал. Работы победителей конкурса выставляются для широкого обозрения всеми желающими познакомиться с искусством арабской каллиграфии.
И вот в Национальной библиотеке им. Р.Гамзатова в Махачкале на днях прошла такая выставка. На ней были представлены лучшие каллиграфические работы VI Общероссийского открытого конкурса, и торжественно прошла церемония награждения победителей этого необычного состязания.
Если на первый конкурс было представлено 43 работы, то на прошедшем в этом году их было 115. Участвовали не только мусульмане. В истории конкурса были представители других религий, в частности православия: К.Горбунов из Махачкалы; Ю.Чендырева, К.Шаповалова, Б.Броневицкий, Н.Романова – все из Пятигорска; О.Рыбалкина, О.Беседина, Е.Гребенщикова, Н.Лемешкина, А. Торосян из Майкопа. Я назвала только тех, кто был отмечен почетными грамотами, призами конкурсов, а участников-иноверцев было гораздо больше.
Удивительна фантазия, которая двигала рукой интересующихся арабской каллиграфией. Наиболее известные высказывания Пророка, суры из Корана выполнены в виде летящей пары лебедей, слона, вазы, плачущей женщины, минарета, а то и вовсе в виде мусульманского центра – комплекса зданий религиозного назначения. Особенно много арабской вязью изображений птиц – это соколы, ястребы, павлины, голуби, куры; животных – пантеры, тигры, какие-то гибкие, пластичные создания кошачьей породы, скорее, сказочные, чем реальные.
Это и понятно, у мусульман свои правила. Есть целые художественные полотна, где слова священного Корана на арабском языке собраны из бисера, мелких бусинок жемчуга, вышиты серебряной и золотой нитью, сделаны аппликациями из кожи и красивой ткани. Но больше всего работ, выполненых тушью. Они чаруют замысловатой каллиграфической, очень красивой вязью канонической арабской письменности, которая ведет тебя лабиринтами мудрости, загадочностью мысли, глубиной сказанного пророками и жрецами, где смысл потаенный, но ясный в разгадке.
В зале рассматривали искусство каллиграфии ученые, историки, востоковеды, филологи, этнографы, преподаватели школ, вузов, художники и очень много было молодежи. Они ходили вдоль стендов с работами по одному, второму, третьему кругу, всматривались, удивлялись, восхищались. Тут же были авторы работ, которые, выполняя просьбу зрителей, переводили написанное ими, тщательно и с трудом подбирали нужные слова, чтобы наиболее правильно передать то, что давно им легко на сердце, с чем они живут, а теперь вот и изобразили свои принципы, ведомые не столько разумом, сколько высокими эмоциями духовности. Не зря эпиграфом конкурса служит хадис: «Занимайтесь каллиграфией, поистине она один из ключей к существованию». Существованию нравственному.
Здесь же были объявлены имена победителей конкурса. Абдулмутал Нурмагомедов – учитель из сел. Лологонитли Ахвахского района — завоевал первое место. И не только потому, что представил авторитетному жюри 60 своих работ, он их сделал настолько мастерски, что жюри, не раздумывая, вывело его в лидеры.
Второе место и два третьих заняли Мурад Магомедов из Института теологии и религиоведения; Абдул Таймасханов, Шайх-мухаммад Исабеков – оба из Дагестанского исламского университета.
Остальные 10 участников, отмеченные жюри, увезли домой почетные грамоты и подарки в память об этом значительном для них событии – VI Общероссийском конкурсе арабской каллиграфии.