Купить PDF-версию
12:58 | 18 октября, Пт
Махачкала
X
08:41 18.10.2024

Одушевлённые сердцем

В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве, но пропитаны человеческой энергетикой; это те же люди, только из другого мира. Но всё у них, как у горцев, ощущающих себя частью природы среди скал, откуда ведет начало род человеческий, с укладом, не меняющимся на протяжении веков, и где законы гор – это то главное, что остается неизменным.

Призвание учить и учиться

Если спросить профессора художественно-графического факультета ДГПУ, заслуженного деятеля искусств республики, ведущего педагога и специалиста в области народного декоративно-прикладного искусства, заслуженного учителя РД Магомеда Омарова (на снимке), в чем он видит свое предназначение, ответит: в том, чтобы научить своих учеников (коих более четырехсот собралось за всю его жизнь) стать прорицателями вечного и настоящего, превращая обычное в уникальное, неповторимое, в то, чем любуются и восхищаются другие, обогащая свой внутренний мир.

Его школа, методики которой используются в системе обу­чения и воспитания молодых художников, за много лет подвижнического труда получила распространение не только в Дагестане, но и в крупнейших российских регионах. За многолетнюю творческую жизнь он не только развивал уникальные ремесла в республике, но и оказывал помощь соседним регионам в оборудовании мастерских для практических занятий по керамике, резьбе по природному камню. Помогал класть печи для обжига глиняных изделий грозненским студентам. Организовывал методическую помощь Черкесскому университету: проводил мастер-классы, считая, что творческий взаимообмен позволяет расширять рамки мышления прикладников.

Его лекции считались классикой жанра. Будучи трудоголиком, мастер ценит это качество и в своих учениках, т. к. считает, что труд – великий учитель. Он уверен, что особый горский характер в свое время послужил для него толчком в обретении навыков овладения прикладным творчеством.

Выходец из села Мошоб Чародинского района начинал свою творческую жизнь в ДХУ им. Джемала. После окончания художественного училища в Нижнем Тагиле он вернулся на родину. Прожив среди уральских мастеров и впервые увидев, как работают тамошние умельцы с камнем, осознал, что творческий полет мысли приближает прикладное мастерство к искусству.

Коммуникации творчества

В высокогорье, куда он вернулся, Омаров прославился необычной для этих мест работой декоратора народного театра в Цурибе, оформляя спектакли, гастролируя по соседним селам. Уже учась на худграфе ДГПУ, создал в селах Тлярош, Дусрах, Мугурух памятники землякам-дагестанцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Но сам мастер уверен, что его творческий путь начался еще раньше – с момента рождения.

– Это в крови, в воспитании, в ближнем круге, создающих образ родины с ее специфической устроенностью, обычаями, необыкновенными легендами и преданиями, воплощающими образ необъяснимой романтики родных мест, былинных героев, – замечает мэтр. – Сама философия горцев располагает к размышлениям, отличаясь той особой психологией многонационального края, столь богатого разнообразием ремесел, каждое из которых уникально по сути.

Худграф дал ему профессиональные знания, позволившие осмыслить творческий процесс как бесконечное совершенство, из которого рождается высокий профессионализм, познание своего места среди маститых коллег, общение с коими оказалось необходимой коммуникацией, творческой лабораторией, где совершенствовалось его мастерство. «Сама худграфовская атмосфера способствует профессиональному росту», – констатирует Омаров.

Окончив с отличием альма-матер, он получил приглашение остаться преподавать на факультете и прошёл путь от учебного мастера до профессора, имя которого стало визитной карточкой руководителя учебно-творческой мастерской факультета по керамике. Его ученики, каждого из которых он пестует, называют его педагогическим гуру, сохраняющим ту особенность учителя, воспитателя, для которого важен не только творческий, но и мыслительный процесс, что должен лежать в основе. Особой гордостью для него является участие учеников в прикладных выставках – и не только в республике, но и в Москве, за рубежом, где с особым вниманием относятся к рукотворному искусству многоязычного края.

Магомед Омаров, рассуждая о педагогике, замечает, что благодарен судьбе за встречу в свое время с деканом ХГФ, доктором педагогических наук, профессором М. Рамазановым, ставшим его наставником, учителем, другом на всю жизнь, научным руководителем его кандидатской диссертации «Формирование предпринимательского опыта у студентов ХГФ». Обобщение накопленного опыта вылилось в авторскую монографию, развитие дальнейшей педагогической практики. Омаров автор 12 научно-методических публикаций, шесть из которых – это учебно-методические пособия для школ, училищ, вузов художественного профиля. Особую востребованность в современном образовательном процессе имеют такие его работы, как «Пластическая анатомия», «Скульптура и пластическая анатомия», «Лепка и керамика», «Художественная керамика».

Заряд мыслей и чувств

Магомед Манилмагомедович считает, что экспериментальные программы по художественным предметам, по которым обучаются не только вузовские студенты, но и ученики школ искусств, общеобразовательных школ, развивают пространственное мышление, творческие наклонности. И отмечает, что в СОШ № 29 Махачкалы с первого по шестой классы ведется кружок по керамике, где ребята учатся не только гончарному ремеслу, но и пластическому, многое узнают о традиционных ремеслах.

– В этом заключается проявление интереса к народному искусству, мощный воспитательный заряд, пробуждающий интерес к истории родного края, – говорит педагог. Он уверен, что изучение традиционных ремесел дает возможность противостоять тому негативу, что порой забивается в мозги подрастающего поколения соцсетями, несущими пренебрежение к родному дому, отчуждение от ценностей, лежащих в основе культурного кода нашего уникального края.

Мастер культивирует народное искусство и сам является носителем традиционных ремесел. В его мастерской-музее можно увидеть то разнообразие жизни дагестанцев, что дает возможность понять, в чем главная ценность народа, в котором так органичны возвышенное и земное. Живые, а не керамические персонажи рассказывают о быте, культуре, самобытном народном искусстве. Так, автор передает настроение в больших и малых формах, многофигурных жанровых композициях. Его образы в динамике того привычного мира, в котором душа народа, его суть. То, что все еще сохраняется в традиционном представлении общинного образа жизни, резко контрастирующего с городской средой, все больше разделяющей людей по профессиональному признаку делового мира, а не по характерной, некогда преобладавшей единой общности – дагестанцы.

Горец-ортодокс, в своей обширной коллекции мастер обращается к той многослойной структурированности «лестничной» архитектуры жилых построек и к такому же многослойному формату женского национального костюма в танце, так напоминающем полет орла. Его керамические сторожевые башни-скалы – твердь, сквозь которую не пробьется никакой враг. Это не оборонительное сооружение, а необыкновенное мастерство древних зодчих, удивляющее современников нового века крепостью построек. Таким видит мастер мир горцев, таким он воспринимает бытие прошлого и настоящего во взаимосвязи с космосом.

Не имеет смысла перечислять участие мэтра в выставках – республиканских, международных. Такому творческому разнообразию можно только позавидовать. В этом сохраняется та необыкновенная тяга к идентичности, что влечет сакральностью, незримый смысл которой в духовности, что спасет мир.

Похожие

Увидеть мир другим

8
На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой –...

Семейные ценности через искусство

59
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

251
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

61
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

27
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

83
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

264
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Увидеть мир сердцем

26
Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв»....

Крылья его творчества

52
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Статьи из «Культура»

Мудрость, нужная детям

12
Ежедневно сталкиваясь в обществе с различными формами и методами небывалого игнорирования...

Этот город в сердце моём

19
В этом году в жизни Жасмин произошло радостное событие – она удостоена высокого звания...

Он улыбался, даже когда ему было грустно

37
Два года назад ушел из жизни известный в...

На страже безопасности

6
Пожарная охрана России отметила свое 375-летие. Ее возраст отсчитывают от «Наказа о Градском...

Восемь вечеров на Русской сцене

60
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Самый правдивый фильм о войне

18
Прошло 60 лет с тех пор, как на экраны вышел фильм режиссера Резо Чхеидзе «Отец солдата». Эта...

Он прославил свой край на века

48
В Махачкале завершилась реконструкция парка имени...

Правда жизни через игру

8
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

11
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Свет, легкость, невесомость…

5
В выставочном зале Дома культуры «Вперёд» в Долгопрудном (Московская область) открылась...

«Не сыпь мне соль на рану…»

64
Ушел из жизни мэтр советской и российской эстрадной музыки композитор и певец Вячеслав...

Праздник книги на берегу Каспия

63
Когда в 2012 году в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...