X
10:28 09.12.2022

Ох уж этот женский мир!

Искусство, быт и традиции Дагестана просто немыслимы без женщин. Дагестанская женщина – она и хранительница домашнего очага, и искусная мастерица. Именно благодаря ей сегодня, спустя века, мы видим, каким оно было – искусство, созданное задолго до нашего рождения.

Всё, что нам сейчас кажется невероятным и немного наивным, многие столетия оставалось истиной.

И всё имело смысл: ткачество, вышивка, танцы, украшения, песни, костюмы, предметы быта… И всё, что было связано с женщиной и домом, полагалось беречь и хранить от дурного глаза. Берегли всяческими способами, и это удавалось. Истории и доказательства того, как это было, хранят аксакалы, этнографы, сундуки, музеи и стены старинных домов наших аулов.

Мы уже рассказывали, что для защиты от злых духов девушку с ног до головы увешивали серебряными украшениями. И чем больше серебра, чем громче оно звенело, тем надёжнее и убедительнее звучала в нём сила. Удивительные украшения – серебряные височные лунницы – носили андийки. Всё в них было не просто так. Внешняя сторона в растительном орнаменте, а с внутренней – целая история. По желанию девушки изображали набор символов, испокон веков связанных с женским миром. Это могли быть предметы быта и солярные знаки – тоже для защиты. И были лунницы не только украшением, но и своеобразной защитой.

Защищать полагалось и голову, и грудь. С распространением ислама в Дагестане девушки носили амулетницы, а в них листы аята из Корана, написанные муллой. Носили в амулетнице и иглу, она считалась мощным женским оберегом. Амулетницы, как и другие украшения, передавались по наследству.

Насколько богат и разнообразен женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана, увидели посетители выставки «Путь Патимат», проходящей в музее-заповеднике «Царицыно» и организованной совместно с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. В экспозиции более 300 предметов – от археологических находок до работ современных художников.

Как сообщается на официальном сайте музея «Царицыно», выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определённому этапу жизненного пути дагестанки: дом, свадьба, защитница­. Среди экспонатов предметы, которые в Дагестане традиционно изготавливают женщины. Можно увидеть железные пряжки VIII–IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта, медные котлы и кувшины XIV–XIX веков, женские головные уборы, глиняные балхарские игрушки, украшения и столовые приборы, тканевые и серебряные амулеты, вышивку…

Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: «Я провела там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатлённым дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства».

Почему Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням…

Дагестан прошел большой путь. Язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, ислам оставили на его территории множество памятников духовной и материальной культуры, представляющих собой историческую ценность и привлекающих внимание ученых. Выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров писал: «Верховья р. Самур, где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи…».

И как рассказывал доктор исторических наук Руслан Сефербеков, Дагестан является одним из крупных очагов петро­графики на Кавказе, самые ранние её образцы относятся к 8–6-му тыс. до н. э. Различные бытовые сцены, знаки, символы служили оберегом. Их высекали с надеждой на помощь высших сил – для успеха, здоровья, а взгляд, упавший на изображение, уже не имел силы: глазливый человек считался обезвреженным. И сегодня многие из тех знаков-символов встречаются в предметах быта горской сакли, на украшениях, в коврах и вышивках.

Статьи из «Выставки»

«Архив Ахульго». История с продолжением

17
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

22
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

22
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

36
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

25
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

30
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

35
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...