Ох уж этот женский мир!
Искусство, быт и традиции Дагестана просто немыслимы без женщин. Дагестанская женщина – она и хранительница домашнего очага, и искусная мастерица. Именно благодаря ей сегодня, спустя века, мы видим, каким оно было – искусство, созданное задолго до нашего рождения.
Всё, что нам сейчас кажется невероятным и немного наивным, многие столетия оставалось истиной.
И всё имело смысл: ткачество, вышивка, танцы, украшения, песни, костюмы, предметы быта… И всё, что было связано с женщиной и домом, полагалось беречь и хранить от дурного глаза. Берегли всяческими способами, и это удавалось. Истории и доказательства того, как это было, хранят аксакалы, этнографы, сундуки, музеи и стены старинных домов наших аулов.
Мы уже рассказывали, что для защиты от злых духов девушку с ног до головы увешивали серебряными украшениями. И чем больше серебра, чем громче оно звенело, тем надёжнее и убедительнее звучала в нём сила. Удивительные украшения – серебряные височные лунницы – носили андийки. Всё в них было не просто так. Внешняя сторона в растительном орнаменте, а с внутренней – целая история. По желанию девушки изображали набор символов, испокон веков связанных с женским миром. Это могли быть предметы быта и солярные знаки – тоже для защиты. И были лунницы не только украшением, но и своеобразной защитой.
Защищать полагалось и голову, и грудь. С распространением ислама в Дагестане девушки носили амулетницы, а в них листы аята из Корана, написанные муллой. Носили в амулетнице и иглу, она считалась мощным женским оберегом. Амулетницы, как и другие украшения, передавались по наследству.
Насколько богат и разнообразен женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана, увидели посетители выставки «Путь Патимат», проходящей в музее-заповеднике «Царицыно» и организованной совместно с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. В экспозиции более 300 предметов – от археологических находок до работ современных художников.
Как сообщается на официальном сайте музея «Царицыно», выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определённому этапу жизненного пути дагестанки: дом, свадьба, защитница. Среди экспонатов предметы, которые в Дагестане традиционно изготавливают женщины. Можно увидеть железные пряжки VIII–IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта, медные котлы и кувшины XIV–XIX веков, женские головные уборы, глиняные балхарские игрушки, украшения и столовые приборы, тканевые и серебряные амулеты, вышивку…
Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: «Я провела там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатлённым дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства».
Почему Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням…
Дагестан прошел большой путь. Язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, ислам оставили на его территории множество памятников духовной и материальной культуры, представляющих собой историческую ценность и привлекающих внимание ученых. Выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров писал: «Верховья р. Самур, где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи…».
И как рассказывал доктор исторических наук Руслан Сефербеков, Дагестан является одним из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние её образцы относятся к 8–6-му тыс. до н. э. Различные бытовые сцены, знаки, символы служили оберегом. Их высекали с надеждой на помощь высших сил – для успеха, здоровья, а взгляд, упавший на изображение, уже не имел силы: глазливый человек считался обезвреженным. И сегодня многие из тех знаков-символов встречаются в предметах быта горской сакли, на украшениях, в коврах и вышивках.