Купить PDF-версию
18:24 | 09 июня, Пн
Махачкала
X
08:10 09.08.2024

Он мечтал увидеть мир…

Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то, что запоминалось, к чему тянулась душа: редкой красоты цветку, животным, похожим повадками на людей, высоченным кронам деревьев, сквозь которые проглядывало солнце…

Странник

Вспоминая детство, живописец все чаще обращается в то время, когда ощущал себя частью большого горского дома, в котором все было по-крестьянски органично. Большая семья, в которой он был за старшего, запомнилась теплым домом, в котором день начинался спозаранку и стремительно катился с горы в трудах, средь забот и хлопот. В памяти осталась мама, встававшая раньше всех, чтобы испечь хлеб, приготовить еду, аромат которой незабываем и по сей день. А еще – натруженные жилистые руки отца.

Тогда жизнь была наполнена счастливыми мгновениями, которые он бережно хранит, вспоминая родной Тпиг, Агул. Теперь он живет в Северной столице. Имя профессора кафедры живописи и рисунка Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, заслуженного художника РД, члена Союза художников РФ Мусы Мусаева (на снимке) хорошо известно в дагестанском художественном мире.

Он уверен, что уникальность Дагестана заключается в его многонациональности, богатой языками и ремеслами, традициями и обычаями. Это должно держать в тонусе, сохраняя и оберегая духовную, нравственную ауру земли, дающую невиданную силу людям, живущим здесь.

В свое время желание отображать необыкновенную красоту природы привело горца на художественно-графический факультет ДГПИ. Ни разу не имевший дело с профессиональными красками, он, с большим трудом заполучив необходимые атрибуты, сделав первый неуверенный мазок, понял, что станет овладевать профессиональным мастерством. Отработав два года в сельской школе, талантливый художник отправился в Северную столицу поступать в художественное прибежище дагестанских студентов – Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «художник-живописец».

– Это была не просто школа, – замечает Мусаев, – но вуз, считавший для себя главным воспитать мыслящую личность, для которой творческий процесс – это и честный разговор с самим собой, и сокровенный диалог со зрителем, передача на расстоянии мыслей и чувств, которые необходимо донести до сердца.

Соцреализм

Мастер, оставшись реалистом на всю жизнь, является последователем фигуративного искусства, изображая человека во всех его проявлениях, демонстрируя элитарное искусство о человеке труда – той самой колхозницы или сталевара, что создавали страну, равной которой не было в мире. И этот художественный метод, по его мнению, позволяет воплощать на холсте уникальное жанровое, портретное искусство.

– Соцреализм и сегодня остается живым, – замечает Муса Мусаев, – передавая настроения эпохи простого человека, для которого нет ничего важнее, чем получать удовлетворение от результата своего труда. Обращаясь к работам мастеров прошлого, осознаешь, что психологические и лирические портреты, прославляющие созидателей новой жизни, придавали образам живую энергетику. Идейно-стилистические реалии не резали глаз, скорее, наоборот, влекли поэзией труда, тем общим, что объединяло, что сплачивало.

Реалист по состоянию души, Мусаев, в совершенстве владея мастерством живописи, не видит в этом подоплеки ненастоящей «народности». Он вспоминает аспирантскую стажировку в творческой мастерской действительного члена Академии художеств СССР В. Загонека, научившего его видеть третьим глазом Шивы символизм. Это послание о природе творения и разрушения.

Из дальних странствий возвратясь

Персонажи мэтра – это целый мир, в котором растворяешься, поглощенный вибрациями цвета, прозрачными красками, сравнимыми с тончайшим шелком, переливающимися множеством необыкновенных оттенков, скользящими по полотну образами, живущими своей жизнью. Счастливая судьба позволила ему, побывавшему в разных точках мира, заполучить необыкновенные эмоции, увидеть других людей, разных внешне, но внутренне одинаково воспринимающих действительность философски или, наоборот, приземленно.

Внимательно изучая быт и образ жизни других народов, он выводит простую и ясную для себя формулу: где бы люди ни жили, они во многом схожи. Художник не сравнивает. Но находит много общего, что объединяет землян. Подмечая мельчайшие детали, обогащающие его работы, мастер заставляет зрителя пристальнее всматриваться в сюжетные линии, в которых множество самых разных образов, каждый из которых живет своей жизнью. А это и родной аул, и родители: отец с обветренным лицом, мать с корзиной за спиной со свежескошенным сеном на фоне гор в вечных снегах, и сельский родник, где усталый путник пьет из кувшина с горной водой.

Пытливый взор подмечает мельчайшие детали той же традиционной дагестанской свадьбы, да так, что забываешь о новомодных традициях. На фоне вершин – радостные лица, музыка, яркие национальные костюмы, создающие особое настроение. Художник многообразен, изображая и «свой» Кубачи светлыми радужными мазками, сохраняя особое очарование древнего аула. У него и «авторский» Санкт-Петербург – в сдержанной цветовой гамме темной воды Невы.

«Холст-масло» удивительным образом создает иллюзию пастели, импрессионистских красок, запечатлевая реальный мир естественно и живо в его подвижности и изменчивости, передавая мимолетные впечатления, рефлексируя бликами тепло-холодных теней света и сумерек.

Его цветочные коллекции – отдельная тема. Вобрав в себя экзотичные краски, они влекут вечной радостью необыкновенного цвета, подсмотренного у природы мира.

Слоны. Раджистан. Мастер очарован Индией с ее невообразимо древней культурой, символами, таинством далекой страны, отделенной от мира огромными горами и широкими морями. Здесь кругом сказки и легенды, древние индийские божества. А пагоды Китая – словно многоступенчатая башня, уходящая в небеса. Художника притягивают культуры с тысячелетний историей, код которых ниспослан свыше. Так вселенский разум, пытаясь образумить людей, напоминает о бренности жизни, ее скоротечности, о том, что предписано судьбой, противостоять которой невозможно.

Люди, похожие на животных, и животные, превращающиеся в людей. В этом намек на предстоящий апокалипсис, описанный в священных книгах. Философия Востока и Запада, Европы и Азии. Художник, вбирая в себя космос мира, и сам подобен божеству, для которого жизнь – это один из способов поделиться с людьми тем, что накопил, что прочувствовал, что приобрел в дальних странствиях.

Его участие в самых престижных всероссийских, зарубежных, республиканских выставках можно считать примером не столько невероятной работоспособности, сколько разнообразными сюжетными пристрастиями к Родине, Дагестану, самому миру. Его работы отмечены как один из лучших зарубежных опытов. К примеру, на весенней выставке Академии искусств Парижа Виль де Темпл он получил диплом «D HONNEUR».

В родной стране, в родном горном крае Мусу Мусаева высоко ценят, что должно прибавить живительного тонуса мэтру живописи, нашему земляку, которым мы так гордимся.

Тэги:
художник,

Похожие

«Мир внутри меня»

7
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

12
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

34
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

82
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

54
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

57
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

48
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

437
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

201
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Статьи из «Культура»

Татьяна Есенина и Махачкала

29
О Татьяне Есениной поэтесса и переводчица Надежда Вольпин сказала: «Это была красивая...

«Горцы»: прикоснуться к вечности

15
Льется песня, исполняются разные танцы, узоры на коврах...

Величайший

8
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

6
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Народный соловей

14
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

20
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Сохраняем традиции – создаём будущее

21
Горы, солнце, пахнет курагой и свежим теплым хлебом....

Воин и писатель

20
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

На службе Отечеству

6
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Когда поёт Месей

152
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...

Очаг мудрости

9
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...