Купить PDF-версию
00:57 | 12 сентября, Чт
Махачкала
X
08:10 09.08.2024

Он мечтал увидеть мир…

Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то, что запоминалось, к чему тянулась душа: редкой красоты цветку, животным, похожим повадками на людей, высоченным кронам деревьев, сквозь которые проглядывало солнце…

Странник

Вспоминая детство, живописец все чаще обращается в то время, когда ощущал себя частью большого горского дома, в котором все было по-крестьянски органично. Большая семья, в которой он был за старшего, запомнилась теплым домом, в котором день начинался спозаранку и стремительно катился с горы в трудах, средь забот и хлопот. В памяти осталась мама, встававшая раньше всех, чтобы испечь хлеб, приготовить еду, аромат которой незабываем и по сей день. А еще – натруженные жилистые руки отца.

Тогда жизнь была наполнена счастливыми мгновениями, которые он бережно хранит, вспоминая родной Тпиг, Агул. Теперь он живет в Северной столице. Имя профессора кафедры живописи и рисунка Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, заслуженного художника РД, члена Союза художников РФ Мусы Мусаева (на снимке) хорошо известно в дагестанском художественном мире.

Он уверен, что уникальность Дагестана заключается в его многонациональности, богатой языками и ремеслами, традициями и обычаями. Это должно держать в тонусе, сохраняя и оберегая духовную, нравственную ауру земли, дающую невиданную силу людям, живущим здесь.

В свое время желание отображать необыкновенную красоту природы привело горца на художественно-графический факультет ДГПИ. Ни разу не имевший дело с профессиональными красками, он, с большим трудом заполучив необходимые атрибуты, сделав первый неуверенный мазок, понял, что станет овладевать профессиональным мастерством. Отработав два года в сельской школе, талантливый художник отправился в Северную столицу поступать в художественное прибежище дагестанских студентов – Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «художник-живописец».

– Это была не просто школа, – замечает Мусаев, – но вуз, считавший для себя главным воспитать мыслящую личность, для которой творческий процесс – это и честный разговор с самим собой, и сокровенный диалог со зрителем, передача на расстоянии мыслей и чувств, которые необходимо донести до сердца.

Соцреализм

Мастер, оставшись реалистом на всю жизнь, является последователем фигуративного искусства, изображая человека во всех его проявлениях, демонстрируя элитарное искусство о человеке труда – той самой колхозницы или сталевара, что создавали страну, равной которой не было в мире. И этот художественный метод, по его мнению, позволяет воплощать на холсте уникальное жанровое, портретное искусство.

– Соцреализм и сегодня остается живым, – замечает Муса Мусаев, – передавая настроения эпохи простого человека, для которого нет ничего важнее, чем получать удовлетворение от результата своего труда. Обращаясь к работам мастеров прошлого, осознаешь, что психологические и лирические портреты, прославляющие созидателей новой жизни, придавали образам живую энергетику. Идейно-стилистические реалии не резали глаз, скорее, наоборот, влекли поэзией труда, тем общим, что объединяло, что сплачивало.

Реалист по состоянию души, Мусаев, в совершенстве владея мастерством живописи, не видит в этом подоплеки ненастоящей «народности». Он вспоминает аспирантскую стажировку в творческой мастерской действительного члена Академии художеств СССР В. Загонека, научившего его видеть третьим глазом Шивы символизм. Это послание о природе творения и разрушения.

Из дальних странствий возвратясь

Персонажи мэтра – это целый мир, в котором растворяешься, поглощенный вибрациями цвета, прозрачными красками, сравнимыми с тончайшим шелком, переливающимися множеством необыкновенных оттенков, скользящими по полотну образами, живущими своей жизнью. Счастливая судьба позволила ему, побывавшему в разных точках мира, заполучить необыкновенные эмоции, увидеть других людей, разных внешне, но внутренне одинаково воспринимающих действительность философски или, наоборот, приземленно.

Внимательно изучая быт и образ жизни других народов, он выводит простую и ясную для себя формулу: где бы люди ни жили, они во многом схожи. Художник не сравнивает. Но находит много общего, что объединяет землян. Подмечая мельчайшие детали, обогащающие его работы, мастер заставляет зрителя пристальнее всматриваться в сюжетные линии, в которых множество самых разных образов, каждый из которых живет своей жизнью. А это и родной аул, и родители: отец с обветренным лицом, мать с корзиной за спиной со свежескошенным сеном на фоне гор в вечных снегах, и сельский родник, где усталый путник пьет из кувшина с горной водой.

Пытливый взор подмечает мельчайшие детали той же традиционной дагестанской свадьбы, да так, что забываешь о новомодных традициях. На фоне вершин – радостные лица, музыка, яркие национальные костюмы, создающие особое настроение. Художник многообразен, изображая и «свой» Кубачи светлыми радужными мазками, сохраняя особое очарование древнего аула. У него и «авторский» Санкт-Петербург – в сдержанной цветовой гамме темной воды Невы.

«Холст-масло» удивительным образом создает иллюзию пастели, импрессионистских красок, запечатлевая реальный мир естественно и живо в его подвижности и изменчивости, передавая мимолетные впечатления, рефлексируя бликами тепло-холодных теней света и сумерек.

Его цветочные коллекции – отдельная тема. Вобрав в себя экзотичные краски, они влекут вечной радостью необыкновенного цвета, подсмотренного у природы мира.

Слоны. Раджистан. Мастер очарован Индией с ее невообразимо древней культурой, символами, таинством далекой страны, отделенной от мира огромными горами и широкими морями. Здесь кругом сказки и легенды, древние индийские божества. А пагоды Китая – словно многоступенчатая башня, уходящая в небеса. Художника притягивают культуры с тысячелетний историей, код которых ниспослан свыше. Так вселенский разум, пытаясь образумить людей, напоминает о бренности жизни, ее скоротечности, о том, что предписано судьбой, противостоять которой невозможно.

Люди, похожие на животных, и животные, превращающиеся в людей. В этом намек на предстоящий апокалипсис, описанный в священных книгах. Философия Востока и Запада, Европы и Азии. Художник, вбирая в себя космос мира, и сам подобен божеству, для которого жизнь – это один из способов поделиться с людьми тем, что накопил, что прочувствовал, что приобрел в дальних странствиях.

Его участие в самых престижных всероссийских, зарубежных, республиканских выставках можно считать примером не столько невероятной работоспособности, сколько разнообразными сюжетными пристрастиями к Родине, Дагестану, самому миру. Его работы отмечены как один из лучших зарубежных опытов. К примеру, на весенней выставке Академии искусств Парижа Виль де Темпл он получил диплом «D HONNEUR».

В родной стране, в родном горном крае Мусу Мусаева высоко ценят, что должно прибавить живительного тонуса мэтру живописи, нашему земляку, которым мы так гордимся.

Тэги:
художник,

Похожие

Возрождённый мир

47
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

14
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Энергия родных гор

246
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

48
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Парадоксы Исмаилова

29
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Вдохновение Дагестаном

62
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Искусство реальности

425
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Метафизика чувств

96
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в...

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

276
«Какая удивительная, красивая фамилия –...

Статьи из «Культура»

Хранители традиций соберутся в Дербенте

11
Лозунг «Сохраняя традиции, шагаем в будущее» –...

Поэт непростой судьбы

14
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

Мы будем помнить

22
В этом году Дагестанцы отмечают 25-летие разгрома международных бандформирований. В...

Старый город жив

6
Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в...

Беседы с Расулом Гамзатовым

21
В канун дня рождения народного поэта Расула Гамзатова (8 сентября) мне вспомнились некоторые...

Познавательное лето

5
Проект «Большие семейные выходные» прощается до следующего лета. В течение двух месяцев каждую субботу учреждения культуры готовили выставки, мастер-классы,...

Лариса Рейснер в Порт-Петровске

17
Про нее еще при жизни слагали легенды. Какой только...

За каждым кадром – человеческая судьба

10
Фильмы-участники Международного фестиваля «RT.Док:...

От поэта слышу

85
Совсем недавно в Театре поэзии состоялся второй Турнир поэтов, участие в котором приняли...

Мастер игры на барабане

5
Асадулла Мирзаев (на снимке) – активный, любознательный и талантливый 19-летний парень,...