Он живёт балетом


На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей жизни без танца. В этот день во всем мире отмечается Международный день танца, инициированный в 1982 году в память о французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре. Его считают «отцом современного балета»: именно он придумал отдельный балетный спектакль, в основе которого лежит танец, положенный на драматургию. Так родился невероятно сложный, но завораживающе прекрасный театральный жанр.
Ну а у нас в Дагестане есть свой мэтр балетного искусства. Заслуженный артист России, народный артист Ингушетии и Дагестана Муса Оздоев (на снимке) приехал в нашу республику в 2003 году, и с ним началась новая большая история дагестанского балета. До этого времени была «Горянка» по Расулу Гамзатову, однако ту постановку осуществил Театр оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. С появлением талантливого хореографа республика обрела и свой спектакль по знаменитой поэме Гамзатова. По сути Муса Хазботович открыл у нас балет, поставив на дагестанской сцене 19 полномасштабных балетных спектаклей и 5 музыкальных с объемной хореографией.
Среди них балет «Имам Шамиль» на симфоническую поэму Мурада Кажлаева. Режиссер-постановщик вспоминает, что когда композитор поделился с ним идеей спектакля, то возник вопрос: как сделать из 28-минутной партитуры полноценный спектакль? Но дополнить и собрать музыкальный материал было не столь сложно, как получить одобрение на постановку художественного совета. Именитые дагестанские историки, этнографы, филологи высказывались о концепции спектакля. Не обошлось без опасений, касающихся внешнего вида артистов, исполняющих роли горцев, а также классических балетных движений, которые могут быть приняты публикой неодобрительно. Все эти моменты постановщиком балета были учтены и преодолены. «Имам Шамиль» идёт на сцене уже 19 лет и тепло принимается зрителем.
В последние пять лет много приятных событий произошло в профессиональной жизни Мусы Оздоева. В 2021 г. он был приглашен членом жюри всероссийского конкурса артистов балета, проходившего в Москве и Ярославле. В этом году номинирован на главную балетную премию страны «Душа танца», учрежденную журналом «Балет». Это не только признание хореографа балетным обществом России, это еще, считает сам маэстро, и признание балетного искусства Дагестана и профессионализма Дагестанского театра оперы и балета.
Некоторые мастера балета сравнивают один из его танцевальных номеров с искусством знаменитой немецкой танцовщицы Пины Бауш. Сам мастер с этим не согласен и говорит, что ни за кем из великих не следует, а идет своим путем. Впоследствии тот самый танец лег в основу большого спектакля «Сказание о любви», премьера которого состоялась в прошлом году. 20 танцевальных композиций на русские народные песни – дань уважения учителям, преподавателям, наставникам, сопровождавшим маэстро с детских лет и до его профессионального становления.
Оздоев – человек, у которого всегда есть что предложить зрителю. Планов много. Либретто на музыку дагестанских и не только композиторов ждут своего часа, есть клавиры… Но оркестровка стоит денег. Несколько его постановок – это компиляция уже готового музыкального материала одного композитора, как было со спектаклем «Вернисаж» Мурада Кажлаева, или нескольких авторов, например «Чарли – великий маг», «Энигма» и другие. Если бы нашлись средства, то в Дагестане мог бы появиться первый детский балет – либретто постановки «Белый голубь» по мотивам поэмы Аткая Аджаматова готово, дело за оркестровкой музыки Дженнет Шамасовой.
Несколько десятков лет существования для какого-либо вида искусства – возраст младенчества. Балет в Дагестане только набирает силу, но можно сказать, что публика поняла и оценила это творчество. Как говорит Муса Хазботович, нельзя быть сильным абсолютно во всем: классический балет – визитная карточка России, современная хореография – это Франция и Америка, футбол – Бразилия. А вот Дагестан – это прежде всего народный, национальный танец, и потому у нас не должно быть цели освоить в совершенстве классическую хореографию. Наш балет является синтезом разных направлений, тем он и интересен.
К тому же есть еще один важный фактор, не способствующий развитию именно классического танца – на всем Северном Кавказе нет балетного училища, а научиться классическому балету – дело нелегкое. Это танцевальная элита, совсем другой уровень труда и профессионализма, требующий соответствующей оплаты.
В Театре оперы и балета проблема с кадрами существует. Первый набор танцовщиков до сих пор тащит на себе репертуар: молодые приходят, однако текучка высока.
Проблема всё в той же невысокой зарплате. Да и обучение у нас проходит пока только на отделении Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Барият Мурадовой, откуда из 15 поступивших в профессию в лучшем случае придут один-два. Плюс программа включает очень мало часов по классическому балету. Училище делает упор на подготовку руководителей ансамблей, детских танцевальных коллективов и кружков в домах культуры.
Есть балетная школа, которую ведут ученики Мусы Оздоева. Ее воспитанники – это дети родителей, которые просто заботятся о всестороннем развитии своих отпрысков, не планируя им карьеру танцовщика.
А бывает и так, что поработает человек в балете, а потом уходит в свое дело – создает собственный танцевальный коллектив, чтобы зарабатывать, ездить с выступлениями. Через тернии к звездам – это не про наше время, как правило.
Но, как известно, исключения всегда есть. И яркий тому пример – преданность танцу, любовь к своей профессии и полная отдача в работе Мусы Оздоева. Человека, для которого танец – это жизнь.
Статьи из «Культура»
Гений танца

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром

Поющее сердце Таиры
