…В 5 лет Т. Капиева со своей бабушкой пришла в Дом пионеров г. Каспийска. Красивая, способная девочка сразу же приглянулась народному артисту СССР Танхо Израилову, который выбрал ее для сольного исполнения танца и повез в Москву вместе с ансамблем «Лезгинка». Спустя 5 лет она уехала в специализированный интернат для одаренных детей в г. Пермь.
Тарият Капиева в упорном труде отдает себя своим воспитанникам. Как ей удается проделывать такую громадную работу и оставаться в такой прекрасной форме. Ответ, как она считает, прост: она закалена балетом.
— Наверное, было трудно, будучи ребенком, 8 лет учебы находиться вдали от дома и близких?
— Это была тяжелая школа, с множеством ограничений. Но я настолько любила то, чем занималась, и это помогало мне преодолевать трудности.
-Кто из известных балерин является для вас эталоном?
— Их несколько — Майя Плисецкая, Галина Уланова, Татьяна Вячеслова, Марина Семенова и другие. Для меня важно то, с чем выходит человек на сцену, какие чувства, переживания он несет в зрительный зал. Для балетного танцора эту задачу выполнить сложнее, потому что нужно передать гамму эмоций, а это классно делают балерины, которых я перечислила, и некоторые другие.
— Вы участвуете в конкурсных жюри? Как должен выступить конкурсант, чтобы заслужить вашу высокую оценку?
— Для меня недостаточно пусть даже хорошо записанной фонограммы и красивого платьица. Необходимо быть подготовленным по всем критериям, куда входят актерское мастерство, техника исполнения, соответствие жанру. Я оцениваю все.
— Появилось множество различных конкурсов, не сказывается ли это на их качестве?
— Конкурсы обязательны, поскольку они стимулируют в первую очередь самих педагогов, которые видят работы своих коллег, конечно же, исполнителей. Конкурс учит и педагогов, и конкурсантов работать над собой до седьмого пота. А это почти всегда дает положительный результат. Так что я – за конкурсы.
— Как вы считаете, всегда ли оценки жюри на конкурсах объективны?
— Недовольные есть всегда. Но оценка складывается из нескольких показателей — оценивается музыка, техника и культура исполнения, балетмейстерская задумка, а также внешний сценический вид конкурсанта. Их оценивают специалисты в своей области. Итоговый подсчет сложный. Но на тех конкурсах, в которых я принимала участие как член жюри, жюри старалось быть объективным. И по-моему это получалось.
— Что может помочь достичь успеха конкурсанту?
— Вкус, знание и культура педагога, будь по танцу, музыке или же живописи, конечно, труд, много труда. Если педагог с полным профессионализмом и самоотдачей работает с ребенком, то на конкурсе, несомненно, проявятся полученные знания.
— Какую главную задачу, на ваш взгляд, выполняют школы искусств?
— Думаю, многие со мной согласятся, главное – дети оторваны от улицы. Они заняты благородным делом. Пусть не будет детей, не занятых в искусстве, потому что учащиеся школ искусств — счастливые люди, знакомые с детства с классической, национальной музыкой, воспитанные нравственно. Родителям детей я желаю, чтобы они не проглядели в своем чаде зерно таланта, обязательно занимались с ними. И тогда не будет безнадзорных детей, и их жизнь станет богаче духовно.
— Тарият Даудовна, о чем вы сейчас мечтаете?
— Мне бы очень хотелось открыть балетную школу в нашей республике. Для того чтобы взрастить настоящего танцора, должны быть необходимые условия. Выдумывать ничего нового не нужно. Должен быть специализированный интернат — закрытая система воспитания. На сегодняшний день при детской школе искусств №2 педагог Мариам Казимова на протяжении 5 лет кропотливо занимается с детьми всеми видами классического танца. Я была в восторге от ее работы. Танцор, обладающий элементами классического танца, легко может освоить и народные танцы. Сделать же наоборот бывает очень сложно, а иногда просто невозможно. К сожалению, один педагог погоды не делает, поэтому нужна полноценная школа.
Т.Капиева и теперь в свои 60 лет намерена и дальше всю свою энергию направлять на совершенствование юных талантов, которым всегда готова помочь раскрыть себя.