«Опасные» игры с сознанием
Художественная галерея «Во-Арт» под патронажем Дагестанского филиала Российского фонда культуры представила свой очередной новый проект - совместную выставку Т.Мусаева и Г.Ибрагимовой «Глубина поверхности».
Имя Гюльмиры Ибрагимовой и Тимура Мусаева хорошо известно дагестанским любителям современной живописи. Оба занимаются поиском новых творческих форм и подходов в живописи, но каждый это делает по-своему. Т.Мусаев — по определению «лабораторный исследователь». Г.Ибрагимова — художник скорее ассоциативный. Ее произвольные линии-краски способны дать простор подсознанию даже самого консервативного зрителя-реалиста.
Думаю, что тандем двух ярких индивидуальностей сложился не случайно. Жесткие концептуальные линии Т.Мусаева и глубоко эмоционально-взрывное творчество Г.Ибрагимовой, дополняя друг друга, выливаются в то мужское и женское начало, что лежит в основе любого искусства.
Многоликость сюжетных линий Г.Ибрагимовой открывает зрителю неведомый космический мир символов и пиктографических знаков, которые рука художника выводит скорее по наитию, чем осознанно. Всевидящее око создателя в «Коде сознания» мудро и философски обращает свой взор на крохотную планету Земля. Ничто не ускользает от его пристального взора. Есть в этом веленье божьем свой резон — еще раз напомнить людям, что они лишь микронные частицы, разбросанные мириадами в бесконечной Вселенной. И каждому предстоит держать ответ перед небесами, будь-то праведник или грешник.
В «Точке отсчета» — сочные, энергетические выбросы мыслей, скрученные в замысловатые спирали, уводят сознание в тоннель-лабиринт, заставляя напряженно вглядываться в пространственную «глубину». Возникает ощущение бездонности насыщенных многослойных красок, затягивающих в вечный водоворот человеческой, «божественной комедии». В попытке пересечь границу призрачных миров, которые окружают нас, Г.Ибрагимова и Т.Мусаев достигают максимальной «реальной приближенности». Этого они добиваются, достигая высокого психологизма в изображении сюжетных линий-образов.
Художники, несмотря на разность в подходе и форме, с маниакальной» устремленностью пытаются добраться до сути, поднимая планку все выше и выше. И, прикоснувшись лишь к вершине материи духа, пытаются найти объяснение пока еще необъяснимым человеческой природе явлениям, которые снисходят на землю как кара небесная или чудесное спасение.
Задача эта непростая, и под силу лишь очень немногим. Но именно чувство вечного недовольства собой и заставляет человеческую мысль доводить свои творения до совершенства, находя новые выразительные средства. Не всегда они остаются понятными. Но тем заманчивее первозданные дали. Пастельные импрессионистские краски в «Трех версиях одного случая» Г.Ибрагимовой плавно переходят из одного цветового решения в другое. Органика света и мысли создает иллюзию живого пространственного полотна. Ощущение динамики усугубляет цикл «Переплеты» Т.Мусаева. Сквозь клеточное «строение» природы человеческого естества пробиваются звуки живых организмов, способных пробить любую земную твердь. Возникает непреодолимое желание вывернуть геометрическую выпуклую решетку. Но кажущаяся легкость на самом деле оборачивается стальными переплетениями мыслей художника. Они заковывают мир и одновременно защищают от внешних сил зла. «Черный квадрат Малевича» неожиданно вклинивается в живую клетку. Он словно напоминание о пораженной материи духа. Вообще все работы Г.Ибрагимовой и Т.Мусаева, представленные на вернисаже, как бы находятся на грани жизнеутверждающего цвета и психологически напряженного состояния рассудка. Но, может быть, в этой абсолютной несхожести художественного темперамента и заключается сила, уравновешивающая два вечных порока, — добро и зло. Это очевидно. Всплеск эмоций контрастных или пастельных тонов Г.Ибрагимовой соседствует с «тяжелой» охрой, аскетичным серым и преобладающим черным Т.Мусаева, чьи учащающиеся диагональные линии, все более сгущаясь, пытаются замкнуть паутиной — кодом сознания.
И нельзя забывать об этом. Художники, перекликаясь, все же абстрагируются друг от друга, и каждый пытается навязать зрителю свое психологическое, творческое решение. И поэтому они находятся в некоем противостоянии. Но делают это мастерски, зрело, философски углубленно. Трансформация сюжетных линий, образов, цвета достигают почти природного естества. А хаотичные пятна при ближайшем рассмотрении выводятся в перекликающиеся со зрительским «я» глубинным потоком мыслей и чувств.
Работа «Там, где восток встречается с западом» Г.Ибрагимовой выступает как типичный образец западноевропейского искусства. Вибрация сгустков бордово-красного и угольно-черного, лимонно-желтого и густого синего вмещают в себя всю экзотическую красоту джунглей и заповедных лесов Европейской части мира. Смешанная техника позволяет использовать разнообразные возможности изобразительных средств, давая простор цветовым решениям, и позволяет манипулировать пространственным воображением. «Глубина поверхности», выполненная также в смешанной технике, единственная совместная работа художников. Это своеобразный симбиоз двух мощных энергетических потоков, грозящих силой чувств смести все на своем пути…
Достигнув своей цели, Г.Ибрагимова и Т.Мусаев положили начало новому этапу в совместном творчестве. Ими движет бесконечное желание творить, достучаться до нашего сердца.